ШОС как инструмент региональной интеграции: проблемы расширения

Колегова Оксана Юрьевна – соискатель Центра исследований Восточной Азии и ШОС, преподаватель кафедры английского языка №5 МГИМО(У)МИД России. E-mail: troy79@mail.ru

 

Вся статья: 

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) представляет собой региональную, действующую на постоянной основе международную организацию, основанную в июне 2001 г. главами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В предыдущий период эти страны, за исключением Узбекистана, являлись представителями «шанхайской пятерки», политического объединения, базирующегося на двух соглашениях – «Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы» (Шанхай, 1996) и «Соглашении о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы» (Москва, 1997).

Данные документы заложили основу взаимного доверия в военной сфере в отношении приграничных районов этих стран, что способствовало установлению партнерских отношений. Позже, в 2001 г., к организации присоединился Узбекистан, и «пятерка» стала «шестеркой» с последующим переименованием ее в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). На сегодняшний день четыре страны – Индия, Иран, Монголия и Пакистан – обладают в организации статусом наблюдателя, а две – Белоруссия и Шри-Ланка – являются партнерами по диалогу.

Возникновение ШОС было обусловлено трансформацией сложившейся после Второй мировой войны системы международных отношений, начавшейся в последнем десятилетии XX в. По большому счету, предпосылки к созданию ШOC зародились еще в 1960-х гг., когда проблема советско-китайской границы тесно переплелась с необходимостью развития двусторонних отношений. Создание организации явилось видимым результатом многолетнего предшествующего сотрудничества между заинтересованными странами, получившего название «шанхайского процесса».

Важно подчеркнуть в этой связи, что глав- ной причиной возникновения Шанхайской организации явилось стремление объединившихся государств противодействовать негативным и опасным тенденциям: сепаратизму, экстремизму, терроризму, росту организованной преступности, которые на рубеже веков особенно активизировались в данном регионе. Каждое из государств-членов, принимая решение о вхождении в ШОС, преследовало свои собственные цели политического, экономического и иного характера. Однако именно осознание необходимости борьбы с центробежными силами и распространением влияния в регионе неконтролируемых режимов явилось общим для всех стимулом, побудившим Россию, Китай и центральноазиатские республики, включая до этого дистанцировавшийся от регионального сотрудничества Узбекистан, объединиться в ШОС3.

В политических исследованиях круг традиционно выделяемых задач каждого участника в ШОС достаточно широк и многообразен, среди них: – стремление России удержать Центральную Азию в орбите своего влияния; – желание Китая распространить здесь свое главным образом экономическое влияние; – желание России и Китая не допустить проникновения в регион США; – стремление беднейших центрально-азиатских республик получить экономические преференции в сотрудничестве и помощь в развитии. В течение последующего десятилетия поэтапно проходило становление ШОС как крупной региональной организации. За довольно короткий срок были образованы и нормативно оформлены органы ШОС, а также введен в действие механизм межведомственного сотрудничества.

Одновременно деятельность ШОС приобретала и широкую экономическую составляющую. Так, в сентябре 2003 г. главами правительств стран, входящих в ШОС, была подписана Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанная на 20 лет. При этом в краткосрочной перспективе планировалось активизировать процесс создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций, а в качестве долгосрочной цели предполагалось создание на территории ШОС зоны свободной торговли. Сегодня взаимодействие в рамках ШОС охватывает энергетику, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации и многие другие отрасли экономики, а также научнотехническую, культурную, образовательную, туристическую и другие гуманитарные сферы.

Согласование интересов всех шести членов происходит в ШОС во многом так же, как и в любой не имеющей наднациональных органов региональной группе: путем формулирования руководящих принципов, которые, помимо прочего, играют роль гарантий; путем определения и сохранения принципа баланса интересов относительно программы мероприятий, в которой каждая из сторон может найти что-то полезное для себя, а также благодаря особенностям институционального «процесса», который позволяет решать сложные проблемы посредством нахождения компромисса.

Ключевые слова: ШОС, региональная интеграция, международное сотрудничество, договор, расширение, болезнь роста, институциональные основы.

Примечания
1. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой «Об укреплении доверия в военной области в районе границы (вместе с Основными категориями обмена информацией)» от 26 апреля 1996 г., г. Шанхай // Сборник российско–китайских договоров. 1949–1999. М.: Терра–Спорт, 1999. С. 365–373.
2. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой «О взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (вместе с протоколами о географических пределах применения соглашения, о порядке сокращения, об обмене информацией, о контроле и проверках)» от 24 апреля 1997 г., г. Москва // Бюллетень международных договоров. 2002. No 6. С. 21–60.
3. С сопредельными государствами, не вошедшими в ШОС в качестве полноправных членов, Россия развивает сотрудничество в сфере обеспечения региональной безопасности на уровне двусторонней дипломатии. См.: «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими» от 8 июля 1997 г., г. Москва // Бюллетень международных договоров. 2001. No11. С. 46–48.
4. "Программа многостороннего торгово–экономического сотрудничества государств–членов ШОС". 23 сент. 2003 г.
5. Бломфилд Э. Путин высоко оценил мощь «Варшавского договора – 2» // Daily Telegraph. 2007. 17 авг. // http://www.inopressa.
ru/print/telegraph/2007/08/17/10:08:07/dogovor (17 августа 2007 г.).
6. В данной связи обращает на себя внимание лозунг, предложенный Президентом РФ В.В. Путиным для ШОС – «Шанхайская
организация сотрудничества: безопасность через партнерство»// Путин В.В. Выступление на пресс–конференции по итогам
Шанхайского форума. Шанхай, 15 июня // Дипломатический вестник. 2001. No7. С. 29–30.
7. Павловский В.В. Шанхайская организация сотрудничества: борьба с терроризмом. Основные тенденции развития // Закон и
право. 2006. No 3. С. 3–5.
8. Колосов Ю.М. Вклад Шанхайской организации сотрудничества в борьбу с терроризмом // Российский ежегодник междуна-
родного права. Специальный выпуск. СПб., 2003. С. 196–198.
9. Информационное сообщение по итогам заседания Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества,
посвященного десятилетию ШОС, 15 июня 2011 г. http://news.kremlin.ru/ref_notes/965.
10. Барский К.М. Шанхайская организация сотрудничества: новое слово в мировой политике // Стратегия России в Центральной
Азии. Шанхайская организация сотрудничества Сборник статей. Т. 20 / Под ред. А.В. Лукина. М.: МГИМО-Университета, 2012. С. 12.