«Северный баланс» и условия участия Норвегии в НАТО в годы «холодной войны»

Талагаева Дарья Александровна – преподаватель кафедры скандинавских, финского, нидерландского и греческого языков, соискатель кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России. E-mail: talagaeva@mail.ru

 

Вся статья: 

Для анализа проблемы концепта «северный баланс», очевидно, необходимо кратко охарактеризовать историческую традицию формирования геополитических устремлений стран Cеверной Европы, в частности их историческое тяготение к союзу. Здесь, прежде всего, не следует забывать о Кальмарской унии, которая объединяла Данию, Швецию, Финляндию, Норвегию и Исландию с 1397 по 1523 г. Важно и то, что Дания и Швеция были независимыми государствами в Средние века и Новое время, в то время как Норвегия и Финляндия всю свою историю боролись за национальную идентичность и независимость.

К настоящему времени лишь Дания и Швеция в полной мере могут похвастаться устойчивой историей государственности. Норвегия, Финляндия и Исландия, к примеру, окончательно обрели независимость лишь в первой половине ХХ в. Тем не менее, несмотря на различную историю этих стран, скандинавской пятерке все же удалось договориться о сотрудничестве и создать в 1952 г. Северный совет. Несомненно, Кальмарская уния и Северный совет оказали влияние на формирование политических, экономических и социокультурных аспектов сотрудничества с долгосрочными перспективами. Этому способствовало и особое геополитическое положение стран в северной части Европейского континента, которое предопределило историческую изолированность их от основных как европейских, так и общемировых логистических и транспортных коридоров.

Обширные водные бассейны – Балтийское море, омывающее Скандинавский полуостров с юга и востока, Баренцево море и Северный Ледовитый океан, создающие с Севера практически непробиваемую ледяную защиту с узкими, подконтрольными Норвегии морскими транспортными коридорами для прохода судов в российские незамерзающие порты Мурманск и Архангельск, Норвежское и Северное моря с запада – укрепляют геополитическое региональное самоощущение скандинавов. Если говорить о периоде до Второй мировой войны, то концепция «северной общности» ассоциировалась в первую очередь со стремлением к нейтралитету. Но если в Первую мировую войну такое положение удавалось сохранить, то во Вторую мировую войну концепция нейтралитета не сработала, что обусловило разобщение стран региона. Геополитическое положение Финляндии было использовано Германией в качестве плацдарма против СССР.

Швеции удалось сохранить лишь видимость формального нейтралитета. Норвегия с 9 апреля 1940 г. находилась в состоянии фактической оккупации немецкими войсками, а экономика страны – полностью подчинена нуждам германского вермахта. После поражения Германии северные страны, по их мнению, оказались перед советской угрозой. Однако прогнозы не оправдались, и ситуация в регионе осталась спокойной, хотя страны Северной Европы и должны были отказаться от создания Северного альянса, который защищал бы их интересы при условии общего нейтралитета. В сложной послевоенной международной обстановке перед государствами Северной Европы все-таки не мог не встать вопрос: на каких путях искать наилучшие гарантии обеспечения национальной безопасности, как не допустить втягивания всего региона в сферу сложных конфликтов?

Стоит отметить, что руководство всех северных стран понимало, что на международной арене им выгоднее выступать единой силой, оно осознавало комплексную взаимозависимость стран и считало, что тесное сотрудничество принесет определенные выгоды во внешнеполитическом аспекте. Политической послевоенной победой США можно было считать присоединение к блоку НАТО трех из пяти Скандинавских стран. «В основу внешнеполитических концепций Норвегии, Дании и Исландии лег атлантический тезис о том, что только тесное военно-политическое сотрудничество с ведущими державами Запада на блоковой основе способно гарантировать их безопасность. В 1949 г. Норвегия, Дания и Исландия стали членами НАТО». С 1949 г. оборонная политика Норвегии тесно связывается с планами НАТО: страны-участницы имели единое военное командование, в Европе были созданы совместные оборонительные силы.

Норвегия получила существенную помощь на развитие своего оборонного ведомства. С 1951 по 1971 г. Соединенные Штаты и Канада бесплатно передали ей вооружения и различного военного снаряжения на сумму 7,6 млрд крон. Примерно четверть военных расходов Норвегии финансировалась за счет трансфертов от других стран–участниц блока. Норвегия оплатила лишь 30% расходов на сооружение аэродромов, площадок для ракетных установок и складов бое- припасов, осуществлявшееся в рамках совместного стратегического планирования НАТО. Швеция проводила политику нейтралитета.

Сложнее ситуация обстояла с Финляндией. Многие исследователи склонны причислять Финляндию к нейтральным государствам, тем не менее необходимо отметить, что в годы противостояния НАТО и ОВД эта страна придерживалась скорее просоветской направленности своего внешнеполитического курса, что отразилось в подписании Договора о дружбе и проведении внешней политики Паасикиви–Кекконена. Таким образом, послевоенная Северная Европа оказалась втянутой в противостояние «холодной войны». При этом мы видим, что в регионе сложился определенный баланс сил: с одной стороны, участие в НАТО Норвегии, Дании и Исландии, с другой – политическое и экономическое сотрудничество Финляндии и СССР при тщательно соблюдаемой Швецией нейтральной позиции.

Термин «северный баланс» получил широкое распространение в 1960 –1970-х гг. в западных работах, посвященных послевоенной истории Северной Европы и анализу ее международного положения во второй половине XX в. Под этим термином понимали прежде всего стабильность на Севере Европы, сбалансированность интересов СССР и НАТО в данном регионе.

Ключевые слова: Северный баланс, северная общность, нейтралитет, Норвегия и НАТО, биполярное измерение, северное измерение, взаимодействие глобальных и региональных интересов на Севере Европы.

Примечания
1. Маркушина Н. Россия и концепции Северной Европы // Обозреватель. 2001. No 7. С. 66.
2. Там же. С. 67.
3. Васильев Ю. Внешняя политика стран Северной Европы: Учеб. пособие. М.: МГИМО, 1979. С. 12.
4. Кан А.С. История скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция). М.: Высшая школа, 1980. С. 298.
5. Прокофьев В. Северная Европа и мир. М.: Международные отношения, 1966. С. 58.
6. Маркушина Н. Указ. раб. С . 68.
7. Noreen Е. Den Nordiska Balansen: ett sakerhetspolotiskt begrepp i teori och praktik. Uppsala: Uppsala universitet, 1982. S. 4.
8. Noreen Е. Den Nordiska Balansen: ett sakerhetspolotiskt begrepp i teori och praktik. Uppsala: Uppsala universitet, 1982. S. 16.
9. Голошубов Ю. Скандинавия и проблемы послевоенной Европы. М.: Мысль, 1974. С. 236.
10. Там же. С. 237.
11. Noreen Е. Den Nordiska Balansen: ett sakerhetspolotiskt begrepp i teori och praktik. Uppsala: Uppsala universitet, 1982. S. 18.
12. Воронков Л. Страны Северной Европы в современных международных отношениях. М.: Знание, 1980. С. 58.
13. Noreen Е. Den Nordiska Balansen: ett sakerhetspolotiskt begrepp i teori och praktik. Uppsala: Uppsala universitet, 1982. S. 23.
14. Голошубов Ю. Указ. раб. С. 237.