Потенциальный вклад Болонского процесса в повышение международно-политической привлекательности России

Чепурина Мария Александровна – аспирант российско-французской аспирантуры по мировой политике МГИМО(У) МИД Росcии–ИНАЛЬКО, Франция. E-mail: maria.chepurina@gmail.com
 
 
Вся статья: 

Категория «государственное влияние» получает сегодня все более широкую и многовекторную трактовку, которая выходит за рамки исключительно военного могущества или экономической силы. Традиционные категории влияния шаг за шагом уступают позиции более тонким формам воздействия – народной дипломатии, международному имиджу нации, созданию и поддержанию которых в немалой степени способствует интернациональное предложение образовательных услуг. Экономика знаний постепенно становится фактором глобального влияния, «силы» для ряда государств. В 2013 г. исполнится десять лет с момента вступления России в Болонский процесс, запущенный в июне 1999 г. министрами образования 29 европейских стран. В статье анализируется потенциальный международно-политический вклад Болонского процесса в развитие российских инструментов мягкой власти, таких, как народная дипломатия, неполитизированное продвижение пространства русского языка и укрепление диалога Россия–ЕС посредством интенсификации его культурно-образовательной составляющей.

Ключевые слова: Высшее образование, международные отношения, мировая политика, «мягкая» сила, Болонский процесс, Россия.

Примечания
1. Лавров С.В. Российская дипломатия в меняющемся мире//Федеральный справочник. Том 23. Апрель 2010 г. URL : http://www.mid.ru/ brp_4.nsf/0/120AA79468FE6685C325771500288220
2. Путин В.В. Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить//Известия. 16.01.2012
3. Nye J. The Future of Power. NewYork: Public Affairs. 2011. С.XV.
4. Так, на сайте Минобр Науки России цитируется впечатляющий пример города-государства Сингапур, превратившийся в крупный
международный образовательный центр, активно использующий различные современные, в том числе дистанционные формы обучения. Активно рекламирует за рубежом образовательные услуги своего единственного университета даже Мальта, предлагая иностранным студентам и школьникам (в том числе российским) обучение на разнообразных языковых курсах. URL : http://www. russia.edu.ru/information/analit/1300/
5. Ренан Ж. Будущее науки. Цит. по: Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Фонд Новое тысяче- летие, 1994.
6. Лебедева М.М. Введение / М.М. Лебедева // Болонский процесс: проблемы и перспективы. М.: Оргсервис, 2006. С. 6-10.
7. С 2010 г. членами Болонского процесса являются 47 государств: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Бол- гария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Черногория, Швейцария, Швеция, Эстония. «Белым пятном» на европейском векторе пока остается Белоруссия, запрос на членство которой был
отклонен в 2012 году.
8. Россия вступила в Болонский процесс, пресс-служба Комитета ГД по образованию и науке, 20.09.2003. URL:: http://www.shishlov.ru/
education/bolognia/index.phtml?id=279
9. Декларация о Европейском пространстве высшего образования, Будапешт–Вена, 12 марта 2010 г. URL: http://bologna-centr.at.ua/
PDF/2010_Budapesht.pdf
10. Европейская комиссия, агентство по образованию и культуре. URL: http://eacea.ec.europa.eu/llp/erasmus/erasmus_en.php
11. Роверси Ф. Установление Великой Хартии Вольностей// Обсерватория Фундаментального Университета Ценностей.24.10.2003. URL:
http://www.magna-charta.org/library/userfiles/file/mc_russian.pdf
12. Making the most of our potential : Consolidating the European Higher Education Area// Bucharest Communiqué of 27 April 2012. URL : http://
www.ehea.info/Uploads/%281%29/Bucharest%20Communique%202012%281%29.pdf
13. The Bologna Declaration of 19 June 1999. URL : http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/990719BOLOGNA_DECLARATION.PDF
14. Лебедева М.М. Европейская интеграция в области высшего образования: потенциал сотрудничества университетов России и Латвии//
Журнал «Рэлга». 2005. No9.
15. Самойлов В. Лучшие послы ЕС: студенты, а не дипломаты//Вся Европа, 2007. URL : http://www.alleuropa.ru/luchshie-posli-es
16. Nye J. The Future of Power. New York: Public Affairs: 2011.
17. Nye J. Soft Power : the Means to Success in World Politics. New York. Public Affairs: 2004.
18. Панова Е. П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства//Вестник МГИМО-Университета. 2011. No 2. С. 157-161.
19. Цит. по: J. Nye. Soft Power and Higher Education. 2006. URL : http://net.educause.edu/ir/library/pdf/ffp0502s.pdf
20. Яковлев А.Н. Я говорил про обновление социализма, а сам знал, к чему дело идет // Независимая газета, 2 декабря 2003. URL : http://
www.ng.ru/ideas/2003-12-02/1_yakovlev.html
21. J. Nye. Soft Power and Higher Education. 2006. URL : http://net.educause.edu/ir/library/pdf/ffp0502s.pdf
22. Yale World Fellows Program 2010. URL: http://www.yale.edu/worldfellows/fellows/navalny.html
23. Панова Е. П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства//Вестник МГИМО-Университета. 2011. No 2. С. 158.
24. Касаткин П.И., Харкевич М.В. Модернизация послевузовских образовательных программ в МГИМО (промежуточные результаты)//
Вестник МГИМО-Университета. 2011. No 4. С. 305-311.
25. Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М.: Росспэн. 2003. С. 144
26. Шапошников В. Поездка к альма-матери// Коммерсантъ. 31 окт. 2011. URL : http://kommersant.ru/doc/1802472/print
27. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации. Министерство образования РФ. URL : http://
www.russia.edu.ru/information/analit/1300/
28. Там же.
29. Всемирный доклад по образованию 2011г. Сравнение мировой статистики в области образования// Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО. URL : http://www.uis.unesco.org/Library/Documents/global_education_digest_2011_en.pdf
30. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на 2011-2020 гг . URL : http://www.russia.edu.ru/news/discus/ concept/3783/
31. Торкунов А. В. Задачи и вызовы университетской политики// Международные процессы. 2011. No 1(25).
32. Гладков Г.И. Болонский процесс в России: «дорожная карта»//Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего
образования в Европе/под общ. ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. М.: РЕЦЭП, 2005. С. 68.
33. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, утверждённая на саммите Россия–ЕС,
Москва, 10 мая 2005 года. URL: http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/sps/845422B0A48CC826C325700A00360421
34. Костуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: оценки четырехлетнего опыта и перспективы, 2007 г. URL: http://www.iori.hse.ru/es/
materials/T.Kastueva-Jean.pdf
35. Позитивный пример сотрудничества между Россией и ЕС в сфере образования //Вся Европа. 2009. No3(31).
36. Бжезинский Зб. Понять последствия: стратегическое предвидение отношений России и Запада// Интервью Российской Газете ,
29.03.2012. URL : http://www.rg.ru/2012/03/28/bjezinskiy-poln.html
37. См., например, Кара-Мурза С.Г. Угасание разума: Болонская система//Наша власть: дела и лица. 2007. No 9(77). URL : http://nashavlast.
ru/article_description/1/11.html ; Садовничий В.А. Оболонят ли Россию? 9 сентября 2003 г. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=393561