Политика контрраспространения США в конце ХХ – начале XXI вв

Тарасов Константин Сергеевич – аспирант кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО(У) МИД России

 

Вся статья: 

После окончания биполярной конфронтации в риторике политиков Соединенных Штатов появился и прочно утвердился термин «counterproliferation», который интерпретируется исследователями в сфере международных отношений как «контрраспространение» или «противодействие распространению».

Cтратегия контрраспространения, в отличие от термина «нераспространение», обозначающего укрепление международно-правового поля режима нераспространения с целью перекрыть каналы доступа к оружию массового уничтожения (ОМУ), а также к технологиям, материалам и информации, необходимым для его создания, ориентирована на наступательные и превентивные меры, призванные минимизировать угрозу применения ОМУ и не допустить его использования нарушителями режима нераспространения, в том числе и потенциальными.

Появление термина «контрраспространение» связано со стремлением властей Соединенных Штатов преодолеть «застарелые» проблемы нераспространения, а также с опасениями относительно возможности появления в постбиполярном мире новых факторов, способных расшатать существовавшие нераспространенческие механизмы. Истеблишмент США был всерьез обеспокоен возможностью расширения «ядерного клуба» как вследствие распада СССР, когда ядерное оружие (ЯО) оказалось на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана, так и в силу того, что превосходство Соединенных Штатов, как считали американские стратеги, «могло побудить другие страны приобрести ядерное оружие» для обеспечения своей безопасности.

Основанием для опасений было и столь характерное для эпохи глобализации стремительное развитие мирового рынка, создававшее в условиях ослабления контроля над транснациональными процессами благоприятную почву для процветания «теневого» сектора экономики, в том числе торговли ядерными секретами и материалами. Создававшаяся ситуация требовала разработки новых средств и подходов для предотвращения распространения ОМУ, призванных восполнить пробелы системы нераспространения.

7 декабря 1993 г., во время своего выступле- ния в американской Национальной академии наук, тогдашний министр обороны США Л. Эспин изложил суть «Оборонительной контрраспространенческой инициативы» (Defense Counterproliferation Initiative), в соответствии с которой попадание ОМУ в руки террористов могло бы стать дестабилизирующим фактором для режима нераспространения.Л. Эспин заявил о необходимости «создать новый военный потенциал для борьбы с этой новой угрозой». Арсенал существовавших в Соединенных Штатах средств нераспространенческой политики – сдерживание, контроль над вооружениями и «превентивная» дипломатия – пополнился задачей защиты (protection) США, их вооруженных сил и союзников в различных регионах мира от применения ОМУ.

Инициатива изменила парадигму нераспространенческого мышления. Главный вопрос теперь не ограничивался тем, как предотвратить распространение ОМУ, а заключался также в том, как США могут обезопасить себя, если распространение уже состоялось. С одной стороны, создавалось впечатление, что де-факто признавалась неизбежность распространения ОМУ, а с другой– предполагалось, что предусмотренный новой стратегией курс на снижение уязвимости Америки и ее союзников от использования такого оружия нивелирует стремление к приобретению вооружений данного типа у других стран.

Подобные доводы могли быть одной из причин, побудивших США впоследствии начать работы по развертыванию третьего позиционного района системы противоракетной обороны в Европе. Вскоре после обнародования новой инициативы Президент США Б. Клинтон в декабре 1993 г. подписал Директиву №18 (PDD/NSC 18), которая предусматривала в том числе создание оружия для уничтожения ОМУ у враждебных государств и пересмотр стратегий, использовавшихся для борьбы с угрозой распространения.

В 1996 г. после острых дебатов в Америке по поводу нового подхода к предотвращению распространения ОМУ министерство обороны США поручило Объединенному комитету начальников штабов разработать контрраспространенческую стратегию. В том же году при министерстве обороны США создается Совет по проблемам контрраспространения (Counterproliferation Council). Изначально стратегия контрраспространения включала в себя три основные составляющие: – предотвращение распространения ОМУ (обозначающее деятельность министерства обороны США в сфере нераспространения); – потенциал наступательных действий (контрсиловые операции); – оборонительный потенциал (активная и пассивная оборона).

Цель контрсиловых операций заключалась в уничтожении ОМУ противника и средств его до-ставки до того, как они будут использованы. Система активной защиты (главным образом противовоздушная и противоракетная оборона) должна была перехватывать любые средства доставки ОМУ. К пассивной защите относились действия личного состава по защите от использования ОМУ. Каждый из этих компонентов был задействован по мере увеличения угрозы и «несрабатывания» предшествующего механизма. Таким образом, предусматривалось, что если превентивные меры оказывались безрезультатными, то применялись контрсиловые операции.

Ключевые слова: Россия, США, российско-американские отношения, контрраспространение, нераспространение, оружие массового уничтожения, ядерное оружие.

Примечания
1. Стратегия нераспространения и международный бизнес. Современная мировая политика. Прикладной анализ / Отв. ред. А.Д. Бога- турова. М.: Аспект-Пресс, 2009. С. 294.
2. Williams Chris. DOD’s Counterproliferation Initiative: A Critical Assessment. URL: http://www.fas.org/irp/threat/fp/b19ch14.htm (дата обра- щения: 19.08.2012).
3. Counterproliferation Initiative Presidential Decision Directive PDD/NSC 18. December 1993. URL: http://www.fas.org/irp/offdocs/pdd18.htm (дата обращения: 20.08.2012).
4. Mauroni Albert J. A Counter-WMD Strategy for the Future. Parameters, 2010. URL: http://www.carlisle.army.mil/USAWC/Parameters/ Articles/2010summer/Mauroni.pdf (дата обращения: 19.07.2012).
5. Country profile Iraq. NTI. URL: http://www.nti.org/country-profiles/iraq/nuclear/ (дата обращения: 23.07.2012).
6. Фененко А.В. Современные военно-политические концепции США. Международные процессы. Том 7, No 1(19). Январь–апрель 2009.
URL: http://www.intertrends.ru/nineteenth/007.htm (дата обращения: 20.07.2012).
7. The 1994 Nuclear Proliferation Prevention Act. URL: http://www.atomicarchive.com/Docs/Deterrence/NonProliferationAct.shtml (дата об-
ращения: 20.08.2012).
8. Мушарраф: пакистанский ученый передавал ядерные технологии КНДР. РИА «Новости». 24.08.2005. URL: http://ria.ru/
world/20050824/41218891.html (дата обращения: 29.08.2012).
9. Hecker Siegfried S. Lessons learned from the North Korean nuclear crises. URL: http://iis-db.stanford.edu/pubs/22801/Hecker.pdf (дата
обращения: 15.07.2012).
10. Borger Julian. Burma suspected of forming nuclear link with North Korea, Guardian.co.uk, July 21, 2009. URL: http://www.guardian.co.uk/
world/2009/jul/21/burma-north-korea-nuclear-clinton (дата обращения: 15.08.2012).
11. O'Callaghan John. Myanmar abandons nuclear research - defence minister, Reuters, June 2, 2012. URL: http://uk.reuters.com/article/2012/06/02/
uk-asia-security-myanmar-idUKBRE85105520120602?feedType=RSS&feedName=worldNews (дата обращения: 03.06.2012).
12. National Strategy to Combat Weapons of Mass Destruction. 2002. URL: http://www.state.gov/documents/organization/16092.pdf (дата
обращения: 25.08.2012).
13. См. официальный сайт National Counterproliferation Center URL: http://www.counterwmd.gov (дата обращения: 23.08.2012).
14. Иванов Владимир. Антитеррористический «Смерш» США. Независимое военное обозрение. 30.11.2007 http://nvo.ng.ru/wars/2007-
11-30/2_smersh.html (дата обращения: 16.09.2012).
15. Текст резолюции 1540. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2004/res1540.htm (дата обращения: 27.06.2012). Дополни-
тельную информацию о резолюции см. на сайте МИД России. URL: http://www.mid.ru/ns-dmo.nsf/d1e21cb809777d63432569ff003ccdc
f/3cebf3abae1e99abc32575cb002a4af5?OpenDocument (дата обращения: 29.06.2012).
16. Факты нарушения США своих обязательств в сфере нераспространения оружия массового поражения и контроля над вооружениями.
URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/D6942A5B5C23A4FCC325777800257B74 (дата обращения: 09.09.2012).
17. CIA Launches New Counterproliferation Center. Press Releases & Statements. URL: https://www.cia.gov/news-information/press-releases-
statements/press-release-2010/cia-launches-new-counterproliferation-center.html (дата обращения: 09.09.2012).
18. Ядерный саммит: Обама говорит о «моральном обязательстве» действовать. InoPressa. 26 марта 2012 г. URL: http://www.inopressa.ru/
article/26mar2012/inotheme/summit26.html (дата обращения: 09.09.2012).
19. Обама: вооруженные силы США могут вмешаться в события в Сирии, если возникнет угроза распространения химоружия. ИТАР-ТАСС,
20 августа 2012 г. URL: http://www.itar-tass.com/c1/500334.html (дата обращения 30.08.2012).
20. Lavrov Sergey. Seoul Summit: A view from Moscow. The Washington Times. March 23, 2012. URL: http://www.washingtontimes.com/news/2012/
mar/23/seoul-summit-a-view-from-moscow/ (дата обращения 30.07.2012).