Сопряженная образовательная система профессионального педагогического образования

Ткач Дарья Сергеевна – к.пед.н., преподаватель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ФГБОУ ВПО «КубГУ». E-mail: evdar_5@mail.ru

 
 

 

Вся статья: 

В статье рассмотрены проблемы реализации основных направлений модернизации образования, обосновано понятие «сопряженная образовательная система», описаны ее структура и виды сопряжений, социальные эффекты реализации представленной модели для субъектов образовательного пространства в России.

Необходимость переосмысления роли и функций педагогического образования продиктована кризисом современного образования и его спецификой, а именно: это единственная сфера, которая формирует стратегический ресурс – кадры, аккумулирует и транслирует ценности общества, воспитывает человека, ответственного за освоение и воспроизведение этих ценностей. Масштабное реформирование системы российского образования в последние десятилетия, ориентация на создание конкурентной среды и рыночные отношения во всех сферах привели к изменению педагогических доминант и структуры системы педагогическогообразования в стране. В социальном значении сегодняшняя педагогическая реальность характеризуется девальвацией духовных ценностей, отсутствием четких нравственных ориентиров в воспитании, резким увеличением уровня атомизации людей, одиночества среди подростков и молодежи, повышением уровня инфантильности, зависимости от асоциальных молодежных субкультур и социальных сетей, что резко повышает риски адаптации современной молодежи к усложняющимся общественным реалиям.

Ключевые слова: сопряженная образовательная система, сопряжение, межсистемные связи, социальный эффект, педагогический потенциал модели.

Список литературы:

1. См.: Гузенко В.В., Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Ткач Д.С. Моделирование школьного уклада, основанного на устойчивых духовных связях. Исследовательский проект / Федеральный институт развития образования, МОУ лицей станицы Азовская. Краснодар, 2008. 24 с.
2. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / под. ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. Она же. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002.
3. См.: Ткач Д.С. Можно ли подготовить сельского педагога, не выезжая в город? // Народное образование. 2007. № 7. Она же. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога-психолога в комплексе «сельский педагогический лицей – педагогический вуз». Дисс. … канд. пед. наук. Краснодар, 2007.