Решение этнонациональных проблем: опыт Испании

Шестопал Алексей Викторович – д.филос.н., профессор, заведующийкафедрой философии МГИМО(У) МИД России
 

 

Вся статья: 

Монография Г.И. Волковой примыкает к группе исследований испанистов МГИМО по проблемам влияния этнонациональных проблем на политические процессы современной Испании. В первую очередь, это монографии А.А.Орлова «Проблема терроризма в Испании: ЭТА – «ударный отряд» баскского национализма» и С.М. Хенкина, Е.С. Самсонкиной «Баскский конфликт: истоки, характер, метаморфозы». Такие острые проблемы современности, как радикальный этнонационализм, сепаратизм и терроризм, позволяют всмотреться в глубь проблемы испанского регионального автономизма.

В 1978 г. в демократической Конституции Испании был закреплен принцип территориальной автономии. Спустя 30 с лишним лет после начала формирования государства автономий эта особая модель государственного устройства Испании всё ещё находится на пути поиска завершающих, консолидированных форм. Собственно, понятие «государство автономий» и с политической, и с правовой точек зрения – понятие достаточно аморфное. По сути «государство автономий» Испании – специфическая форма административно-территориального устройства полиэтнической страны, когда идёт процесс децентрализации государства, перевод многих властных функций государства на регионально-автономный уровень.

В определенной мере можно сказать, что «государство автономий» – своего рода идеальная формула, способная удовлетворить интересы и чаяния всех народов и регионов Испании. Но сама формула такого государства и ее составляющие мыслятся по-разному. Каждая политическая партия и каждый регион вкладывают в неё свои собственные ожидания. Отсутствие до сих пор правовой или общепризнанной дефиниции государства автономий, то есть модели государственного устройства страны, приводит к тому, что это понятие эксплуатируется различными партиями и объединениями в электоральных целях. Для победившей на выборах 20 декабря 2011 г. правоконсервативной Народной партии (НП) – это модель унитарного, централизованного государства, в котором автономии наделены полномочиями в тех пределах, которые допускает существующая конституция. По мнению же социалистов (на этих же выборах ИСРП, проиграв, перешла в оппозицию), «государство автономий» – это региональная модель, близкая к федеративному устройству с максимально широким набором прав и льгот у автономий. Региональные националисты полагают, что государство автономий должно базироваться на принципах конфедерации, включая признание права на демократический выход из состава конфедерации.

Как видим, в Испании нет единого общенационального критерия относительно следующих вопросов:
1. В какой пропорции соотносятся общенациональные интересы с интересами регионов? 2. В какой степени увязана принадлежность
к единой нации с этнонациональной идентичностью жителей различных регионов, часть из которых предпочитает именоваться только испанцами, другие – испанцами и галисийцами, а третьи именуют себя исключительно басками или каталонцами?
3. Где проходит эта зыбкая грань между общенациональным и региональным?
4. Каково мнение самих испанцев относительно существующей сейчас государственной модели?

На эти и многие другие вопросы пытается дать ответ в своей работе Г.И. Волкова на основе политико-социологического анализа данных за период 1978–2011 гг. Несмотря на обилие публикаций, посвящённых теоретическим и практическим вопросам испанского регионального автономизма, степень разработанности этой обширной темы нельзя считать исчерпывающей. И в первую очередь, из-за несовпадающих и зачастую прямо противоположных методологических подходов к оценке происходящих в Испании процессов. Монография Г.И. Волковой представляет собой серьёзный научный труд, в котором с акцентом на современность рассматривается сущность испанского регионального автономизма, система внутренних связей и взаимозависимостей общенационального центра и регионов.

В контексте сложной этносоциальной и этнополитической проблематики Испании автор вполне успешно решила научные задачи, связанные с анализом основных тенденций и наиболее вероятных перспектив развития испанского регионального автономизма. Возрастающий теоретический интерес к вопросам федерализма и в то же время недостаточная изученность мирового практического опыта, в том числе Испании в этой сфере, потребовали от Г.И. Волковой осуществления комплексного анализа указанной проблематики с учётом как классических, так и новейших теорий.

Автор приходит к заключению, что, несмотря на имеющиеся концептуальные и практические изъяны, «государство автономий» во многом содействовало и продолжает содействовать снижению межэтнической и межрегиональной конфликтогенности в этой полиэтнической стране. Продуманная и правильно реализованная автономизация регионов может снизить риск дезинтеграции многонациональной страны, ослабить националистические и сепаратистские тенденции.

Практическая значимость данной работы видится в возможности использования её положений в законотворческой и административной деятельности органов представительной и исполнительной власти России, занимающихся разработкой и осуществлением государственной политики в сфере взаимоотношений федерального Центра и регионов. И позитивный, и негативный по ряду параметров опыт испанского регионального автономизма может быть критически учтён:
– при анализе вопросов, относящихся к совершенствованию институтов федерализма и регионализма в российском обществе;
– в становлении самоуправленческих региональных институтов;
– в организации деятельности государственных, общественных, религиозных учреждений по регулированию проблем национальной и региональной безопасности.

Выводы, к которым пришла Г.И. Волкова, могут быть подспорьем при решении вопросов, связанных с обеспечением прав субъектов федерации, в выработке оптимально функционирующего механизма экономического и социокультурного развития регионов и совершенствования институтов местного самоуправления.

Shestopal A.V. The Solution of Etno-National Problems: Spanish Experience.