Инновации как чудо: высокотехнологичные отрасли – ресурс экономического роста

Лебедев Андрей Евгеньевич – аспирант Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. Email: lebedev88@gmail.com

 

Вся статья: 

Феномен израильского экономического чуда в последние годы явился предметом многочисленных научных исследований. Во многих из них анализируются отдельные составляющие этого явления: финансовая политика израильских властей; структурные сдвиги и реформы в израильской экономике; конверсия военного производства; фактор постоянно из- меняющегося за счет иммиграции рынка труда. Предпринимались также попытки объяснить модель роста экономики Израиля особенностями геополитического положения страны на Ближнем Востоке или уникальностью формирующегося в стране иммигрантского общества. Отдельное место в списке работ, посвященных израильской экономике, занимают исследования, связанные с ростом и развитием высокотехнологичного сектора экономики.

Возникновение и стремительный рост израильского хайтека рассматривается, как правило, сквозь призму основных экономических и исторических процессов, повлиявших на становление израильской экономики во второй половине ХХ – начале ХХI в. В данном контексте книга американских авторов Дэна Сенора и Сола Сингера Start-up Nation: The Story of Israel’s Economic Miracle, является исключением сразу по нескольким причинам. Во-первых, авторы книги не прибегали к методу ретроспективно-исторического экономического анализа и не рассматривали отдельно каждый из секторов высокотехнологичного производства. Во-вторых, анализ статистических данных в рамках этого исследования носит весьма ограниченный характер. Основной метод, использованный в книге, – интервью, на основе которых авторы индуктивно выводили основные положения концепции. 

C помощью полученных выводов они попытались ответить на вопрос о том, "как общество бедных беженцев сумело превратить то, что Марк Твен описывал как "край запустения... безмолвный и скорбный", в одну из наиболее динамично развивающихся экономик мира, ядром которой является предпринимательство?". Через описание конкретных примеров – историй успеха отдельных компаний, личностей, венчурных фондов – авторы сформулировали общие факторы роста высоких технологий в Израиле, параллельно объяснив, почему подобная благоприятная среда для развития инноваций не возникла в других развитых и развивающихся странах, в которых для этого имеются все предпосылки.

В частности, израильская экономика сравнивается с сингапурской. Среди факторов, повлиявших на ускоренное развитие и бум израильской высокотехнологичной промышленности в конце ХХ – начале ХХI в., авторы в первую очередь обращают внимание на особенности геополитического положения Израиля в регионе Ближнего Востока и в мире в целом. Своеобразная изоляция Израиля, с трех сторон окруженного арабскими государствами (с каждым из которых на определенном этапе своей истории Израиль вел полномасштабные войны) и с четвертой стороны – морем, сделала это государство с 7-миллионным населением прекрасной площадкой для апробации нововведений и воспитала в израильтянах стремление выйти за пределы собственной территории. Этим, в частности, объясняется масштабное распространение Интернета и мобильной связи, а также развитие национальной телекоммуникационной отрасли в Израиле.

Постоянная угроза вооруженного конфликта с арабскими странами и Ираном, а также опасность террористических актов заставляют Израиль поддерживать в боеспособном состоянии достаточно многочисленную (а в относительных показателях – одну из самых больших в мире) армию. По данным справочника The MilitaryBalance, в 2010 г. состав действующей армии обороны Израиля насчитывал 147 000 человек, то есть более 24 военнослужащих на 1000 населения, что является третьим показателем среди всех стран мира после Северной Кореи и Эритреи. В Израиле действует всеобщая воинская повинность, а армия является важнейшим социальным институтом наравне со средней и высшей школой.

В армии налаживаются многие социальные контакты, и нередки случаи, когда именно в годы службы формируется рабочая группа будущего стартапа. В армии закрепляется социокультурная модель поведения израильтянина, согласно которой авторитет руководителя необходимо подвергать сомнению, отстаивая собственные взгляды по любому вопросу. Более того, существующая в Израиле практика ежегодных военных сборов способствует усилению антииерархического этоса, так как зачастую «водители такси могут командовать миллионерами, а 20-летние молодые люди – заниматься военной подготовкой своих родителей». Все это, по мнению авторов, способствует созданию «инновационной атмосферы» в обществе. Кроме того, существующие в армии отряды по борьбе с терроризмом, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, а также специальный инженерный батальон, военнослужащие которого проходят жесткий конкурсный отбор, а затем – усиленную образовательную подготовку, де-факто являются благоприятной почвой для роста будущих хай-тек корпораций с многомиллионными оборотами.

Еще одним фактором развития высокотехнологичного производства в Израиле (вновь негативным по своей природе) являются жесткие климатические условия, в которых существует и развивается сельское хозяйство Израиля. Необходимость обеспечивать страну продуктами питания влечет за собой и необходимость инноваций как в сфере выращивания культур в засушливых условиях на соленых почвах, так и в области выращивания скота при фактическом отсутствии пастбищ.

Примечания
1. В данной рецензии речь пойдет о последнем издании книги, вышедшем в 2011 году. В российском переводе книга получила название «Нация умных людей. История израильского экономического чуда» (2011). При подготовке рецензии был использован оригинальный текст книги на английском языке.
2. Senor D., Singer S. Start-up Nation: The Story of Israel’s Economic Miracle / Grand Central Publishing. NewYork, 2011. P. 22.
3. The Military Balance 2012. The Annual Assessment of Global Military Capabilities and Defence Economics / The International Institute
for Strategic Studies, 2010. P. 255.
4. Ibid. P. 306, 412.
5. Senor D., Singer S. Start-up Nation...P. 62.
6. Ibid. P. 198.
7. The Economist. 03.04.2008. P. 7.
8. D. Senor, S. Singer. Start-up Nation...P. 3.