Транспортные
 коридоры в российских интеграционных проектах


Подберёзкина Ольга Алексеевна – аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru
 
 
Вся статья: 

В статье рассматривается политическое значение транспортных коридоров с точки зрения развития интеграционных проектов на постсоветском пространстве. В мире происходит формирование единой рыночной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры, что обостряет конкуренцию среди региональных и мировых лидеров, как государств, так и негосударственных акторов, за рынки и пути транспортировки товаров. В среднесрочной и долгосрочной перспективе значение контроля над транспортными путями будет только увеличиваться из-за динамики экономического развития стран АТР. Конкуренция за развитие проектов международных транспортных коридоров (МТК) будет возрастать, потому что МТК влекут за собой образование общего политического пространства, снижение тарифных и таможенных барьеров, что обеспечивает облегчённый выход на рынки сбыта и создаёт предпосылки для экономической интеграции.

О растущем политическом значении МТК говорит и тот факт, что такие мировые лидеры, как Китай, США, ЕС пытаются создать свои варианты сухопутных международных транспортных коридоров, соединяющих Европу и Азию. Китай пытается продвигать свой проект «Экономический пояс Шёлкового пути». Европейские страны развивают сотрудничество по МТК ТРАСЕКА с другими странами Евразии. США воплощают свои интересы через реализацию проекта МТК по территории Афганистана. Транспортные коридоры в России рассматриваются как способ включения в мировую транспортную систему и мировое логистическое пространство. Для этого России необходимо развивать проходящие по её территории евразийские транспортные коридоры в условиях жёсткой конкурентной борьбы. В результате реализации транспортных проектов Россия сможет обеспечивать транзит грузов из стран АТР в Европу, что позитивно скажется на экономическом развитии российских регионов, по которым они будут проходить.

Также осуществление международных транспортировок через территорию России объединит многих игроков на мировой арене: интеграционные объединения, государства, ТНК, бизнес-структуры, региональные органы власти, которым будет выгодно сотрудничать с Россией в транспортно-логистическом направлении.

Ключевые слова: международные транспортные коридоры, ЕАЭС, интегра- ция, национальная безопасность, международная конкуренция.

Список литературы
1. Ахметов Д. Выступление на IX международной конференции по транспортно-транзитному потенци- алу «Трансевразия-2014» 2014. май 22. URL: http://seedvo.ru/news/24-05-2014/716/ (дата посещения 9 февраля 2015 г.)
2. Бабынина Л.О. Транспортные системы ЕС и ЕврАзЭс: перспективы интеграции // ЕврАзЭС и интегра- ционный опыт ЕС / Отв. ред. М.Г.Носов. Доклады Института Европы No242. Москва, 2009. С.123-144.
3. Винокуров Е., Джадралиев М., Щербанин Ю. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше. Евразийский банк развития. Отраслевой обзор. Март 2009.
4. Волчок Ю. Единое транспортное пространство ЕврАзЭС // Логинфо. 2008. No9. С. 6–10.
5. Ермаков И. Центральная Азия может достичь экономического прогресса // Регион.kg 2014. апрель Эл.ресурс: http://www.region.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=1013:2014-04-03-18-
27-14&catid=5:obshestvo&Itemid=6 (дата посещения 9 февраля 2015 г.)
6. Збаращенко В.С. Металогистическая интермодальная транспортно-технологическая система Германия-Россия-Центральная Азия-Афганистан-Китай // Евразийская экономическая интеграция. 2009. No1.
7. Осипов Г.В., Садовничий В.А., Якунин В.И. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны. М.: ИСПИ РАН, 2013.
8. Рахматуллина Г.Г. Основные проблемы и перспективы развития транспортного потенциала государств ЕврАзЭС. Алматы, 2005.
9. Europe at crossroads. The need for sustainable transport. European Commission, 2003.
10. Proposed EU-China railway to take exotic route. EUobserver.com 08.06.2006.