Международный аспект создания государства Палестина

Зауль Авад – соискатель кафедры политической теории МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

В вопросе о Палестине международное внимание в 1950 – начале 1960-х гг. концентри- ровалось главным образом на проблемах палестинских беженцев и межгосударственного конфликта. После войны 1967 г. вопрос о Палестине стали трактовать в более широком политическом контексте. Создание в 1964 г. Организации освобождения Палестины (ООП) имело большое значение в деле интернационализации проблемы палестинской государственности. Судьбоносные события для процесса становления палестинской государственности произошли после 1974 г.

В конце 1974 г. в Рабате (Марокко) на совещании глав правительств арабских стран было принято решение о признании ООП в качестве «единственного законного представителя арабского народа Палестины». В 1976 г. ООП впервые официально на региональном уровне был предоставлен статус полноправного члена Лиги арабских государств (ЛАГ), а впоследствии и в Организации Исламской конференции. Этапным событием в деле борьбы за палестинскую государственность стал ноябрь 1988 г.

Именно в это время руководство ООП в Алжире провозгласило создание Палестинского государства. Генеральная Ассамблея несколько позднее, в своей резолюции 43/177 от 15 декабря 1988 г., приняла к сведению провозглашение Национальным советом Палестины государства Палестина. Особую роль в деле обеспечения международной легитимности палестинской государственности играет Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа, известный также как Комитет по правам палестинцев, который был создан Генеральной Ассамблеей в 1975 г.

В период 1982–1983 гг. Комитет служил подготовительным органом Международной конференции по вопросу о Палестине, которая состоялась в Женеве 29 августа – 7 сентября 1983 г. Комитет приветствовал взаимное признание правительством Израиля и ООП и подписание в сентябре 1993 г. «Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению». Он оценил такое развитие мирного процесса как важный шаг на пути к достижению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира в соответствии с резолюциями 242 (1967) и 338 (1973) Совета Безопасности ООН.Комитет призвал международное сообщество активизировать поддержку и помощь палестинскому народу под руководством его признанного лидера – ООП, с тем чтобы обеспечить успешное осуществление достигнутых договоренностей.

В частности, Комитет подчеркнул необходимость всестороннего участия ООН в мирном процессе и в процессе создания Палестинской национальной администрации, а также в предоставлении широкой помощи палестинскому народу во всех соответствующих областях. К концу 1990-х гг. Комитет начал выражать все большую обеспокоенность по поводу тупиковой ситуации с мирными переговорами и растущей напряженности и насилия в регионе. Эта тревога еще более усилилась после начала второй интифады (Аль-Акса) в конце сентября 2000 г.

Поэтому Комитет поддержал все международные усилия, направленные на прекращение насилия и возоб- новление мирных переговоров с целью положить конец оккупации и урегулировать вопрос о Па- лестине во всех его аспектах. Комитет приветст- вовал договоренности, достигнутые сторонами в Шарм-эш-Шейхе и Табе (Египет) в октябре 2000 г. и в январе 2001 г. соответственно, и дал высокую оценку участию Генерального секретаря ООН в этих усилиях. Таким образом, очевидно, что международное сообщество в лице ООН и ее профильных подразделений и комитетов вели широкую работу по обеспечению международно-правовой основы для создания жизнеспособного Палестинского госу- дарства на основе соответствующих резолюций ООН.

Эта работа также включала в себя усилия по мобилизации поддержки на региональном уровне, направленные на урегулирование арабо-израильского конфликта в целом и предусматривающие в качестве основы урегулирования идею создания независимого Палестинского государства. Однако это не оказало большого влияния на решение палестинской проблемы. Постепенно стали выделяться международные и региональные посредники, которые стремились более эффективно повлиять на процесс ближневосточного урегулирования. Пытаясь собственными силами реанимировать переговорный процесс по урегулированию ближневосточного конфликта, арабский мир решился на выдвижение собственного плана по решению палестинской проблемы.

В 2002 г. Саудовской Аравией была выдвинута «арабская мирная инициатива» по разрешению палестино-израильского конфликта. Последовавший саммит ЛАГ, проведенный в Бейруте в том же году, одобрил эту инициативу, предложившую Израилю нормализацию отношений с арабским миром в обмен на освобождение занятых Израилем в ходе войны 1967 г. территорий и «справедливое решение проблемы палестинских беженцев на основе резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН». Инициатива была направлена на достижение всеобъемлющего мира с Израилем и окончание арабо-израильского конфликта при главном условии – отступления Израиля с оккупированных им в 1967 г. территорий (включая Голанские высоты и фермы Шебаа) и признания им Палестинского государства на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа со столицей в Восточном Иерусалиме. Инициатива была поддержана всеми арабскими странами и председателем Палестинской aвтономии Махмудом Аббасом.

Однако положение осложнялось тем фактом, что против инициативы выступило палестинское движение ХАМАС. За день до принятия инициативы, 27 марта 2002 г., ХАМАС провел теракт в отеле «Парк» в Нетании, в результате чего погибли 30 израильтян. В ответ на этот и предыдущие теракты правительство Израиля начало против Палестинской автономии операцию «Защитная стена». Эти события отвлекли внимание от принятия ЛАГ «мирной инициативы». Таким образом, «мирная инициатива», которая могла стать прорывом в разрешении палестинской проблемы, не имела должного эффекта.

Ключевые слова: Ближневосточное урегулирование, арабо- израильский конфликт, «Ближневосточный квартет посредников», «арабская мирная инициатива», ФАТХ, ХАМАС, членство ПНА в ООН.

Примечания
1. The Arab League - The League of Arab States. Arab German Consulting. http://www.arab.de/arabinfo/league.htm
2. The Mecca Declaration of the Third Islamic Summit Conference, 25-28 JanuaryY 1981. http://www.oic-oci.org/english/is/3/3rd-is-sum.htm
3. Palestinian Declaration of Independence, November 15, 1988. http://www.mideastweb.org/plc1988.htm
4. UN General Assembly Resolution 43/177. 15 December 1988. http://domino.un.org/UNISPAL.NSF/
5. The Arab Peace Initiative. Arab League Beirut Declaration of 28 March 2002. http://www.peacelobby.org/saudi_initiative.htm
6. Le Temps: ФАТХ и ХАМАС сформируют Правительство национального единства 12 сентября 2006 г. http://palm.newsru.co.il/arch/
press/12sep2006/lete.html
7. Баранов А. В. Арабская мирная инициатива: международная конференция в Аннаполисе http://www.sgu.ru/files/nodes/42142/16.pdf
8. ФАТХ и ХАМАС подписали соглашение о создании палестинского Правительства национального единства. 7 февраля 2007 г. http://
www.pircenter.org/index.php?id=1248&news=3215
9. Moussa: Arab peace initiative not negotiable. The Egyptian Gazette. 2007.
10. Баранов А. В. Арабская мирная инициатива: международная конференция в Аннаполисе http://www.sgu.ru/files/nodes/42142/16.pdf
11. President Bush discusses the Middle East. http://www.whitehouse.gov/news/ releases/2007/07/20070716-7.html
12. Организация Объединенных Наций и поиск мирного урегулирования http://www.un.org/ru/peace/palestine/part6.pdf
13. План «Дорожная карта» размещен на многих сайтах: Организации Объединенных Наций, Государственного департамента США,
Российского информационного агентства и др. См. «Дорожная карта» продвижения к постоянному урегулированию палестино- израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств на основе оценки выполнения сторонами своих обязательств. СБ ООН, 7 мая 2003. http://www.un.org/russian/documen/scletters/2003/03-529.htm См. также: Программы урегулирования палестино-израильского конфликта: три года после переговоров в Кэмп-Дэвиде и Табе./ Сборник статей и доку- ментов. Под ред. А.Д. Эпштейна М., 2004.
14. Замечания правительства Государства Израиль по плану «Дорожная карта» см. в книге: Программы урегулирования палестино- израильского конфликта/.. Под ред. А.Д.Эпштейна. М., 2004. С.73-74
15. Крылов А.В. «Квартету» посредников ближневосточного урегулирования исполнилось 10 лет. http://www.mgimo.ru/news/experts/ document212683.phtml
16. Towards a Palestinian State. http://www.tonyblairoffice.org/news/entry/towards-a-palestinian-state/
17. Крылов А.В. «Квартету» посредников ближневосточного урегулирования исполнилось 10 лет. http://www.mgimo.ru/news/experts/
document212683.phtml
18. Тамже.
19. Palestinians and Middle East Peace: Issues for the United States. Congressional Research Service  ̃ The Library of Congress. http://fpc.state. gov/documents/organization/33743.pdf
20. Shamir Peace Proposals (April 6, 1989). Сайт American-Israeli Cooperative Enterprise (AICE). http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/ Peace/shamirpro.html
21. Palestinians and Middle East Peace: Issues for the United States. Congressional Research Service  ̃ The Library of Congress. http://fpc.state. gov/documents/organization/33743.pdf
22. Secretary Condoleezza Rice, Remarks With Palestinian President Mahmoud Abbas After Their Meeting, The Muqata, Ramallah, February 7, 2005. http://2001-2009.state.gov/secretary/rm/2006/73576.htm
23. Тамже.
24. Крылов А.В. Пять аргументов не в пользу результативности предстоящих палестино-израильских переговоров. http://www.mgimo.
ru/news/experts/document162517.phtml
25. Обама призывает Израиль сделать "трудный выбор" http://www.inopressa.ru/article/23May2011/nytimes/israel.html
26. Обама пообещал наложить вето на признание Палестины в ООН http://www.segodnya.ua/world/obama-poobeshchal-nalozhit-veto-
na-priznanie-palectiny-v-oon.html