Единство в многообразии

Ульциферов Олег Георгиевич – д.филол.н., профессор кафедры индоиранских языков МГИМО(У) МИД России, почетный профессор МГИМО, почетный доктор лингвистики Университета в Кангри (Индия), почетный доктор литературы Аллахабадского университета хинди (Индия), заслуженный деятель науки РФ, лауреат Международной премии им. Дж.Неру за укрепление индийско-советской дружбы, дважды лауреат премии МГИМО им. Х.К. Баранова, лауреат ряда региональных премий Индии, советник МИД 1-го класса. E-mail: vestnik@mgimo.ru
 
 
Вся статья: 

Данная статья рассматривает один из ключевых вопросов взаимодействия религиозно-культурных систем Индии – взаимодействие индуизма с буддизмом, исламом и христианством. Основное внимание уделяется вопросам схожести и различия основных положений этих религий, их функционированию в современной Индии, их основным догматам.

Ключевые слова: Индуизм, буддизм, ислам, христианство, дхарма, карма, мокша, атман, брахман, Вишну, Кришна, Шива, Рама, Аллах, Иисус, аватара, молитва, пост, каста.

Примечания
1. Кришнаитские организации, исповедующие гауди вайшнавизм и работающие главным образом за пределами Индии, легко принимают желающих обратиться в индуизм. В разных изданиях приводятся обширные списки известных людей, приняв- ших индуизм из христианства, ислама, иудаизма, буддизма и других религий. В статье «Международное общество сознания Кришны» из Википедии сообщается, что в России индуизм приняло более 100 тыс. человек. Однако принять индивидуума в индуизм вообще, без его вхождения в определенную касту «дважды рожденных», является лишь чисто внешним актом. Несмотря на определенное ослабление кастовых перегородок в современном индийском обществе, до сих пор нельзя быть воцерковленным индусом без касты. В Индии имеются индусские храмы, куда может прийти любой человек, но в Индии есть и закрытые храмы, которые могут посещать только «дважды рожденные» индусы. В подобные храмы для неоиндусов вход закрыт.
2. Law Resource India. Supreme Court of India Judgments, 1966, 1995.
3. Понятие кармы, строго говоря, различается в индуизме и буддизме. В индуизме карма, в узком смысле этого понятия, обо-
значает влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. В буддизме карма скорее обозначает «импульсы», побуждающие индивидуума совершать какие-либо действия, физические или умственные. Но, по- скольку у буддиста нет обязательной необходимости следовать каждому импульсу, его поведение не является строго детер- минированным. По-разному в обеих религиях понимается и понятие перерождения. В индуизме «я,» или атман, находится в неизменном состоянии, отделенном от тела и сознания, в буддизме «я», или атман, не является неизменным, оно находится в постоянном движении.
4. Многие индусские боги упоминаются в Палийском Каноне (собрание буддийских текстов на языке пали). Можно привести следующие имена: Индра, Варуна (Аапо), Агни (Теджо), Сурья, Праджапати (Паджапати), Сома, Яса, Вишну (Венху), Шива (Маха- дева), Сарасвати (Виджджа), Уша, Притхви (Патхави), Лакшми (Шри), Кубера (Кувера). Также общими являются имена некоторых второстепенных богов (Якщей, Ганд-харвов, Нага) и божественных возниц (например, птица Гаруда).
5. «Ригведа», 1.164.46