Профессиональная языковая подготовка студентов-международников: вопросы дидактики

Воевода Елена Владимировна – д.пед.н., зав. кафедрой педагогики и психологии МГИМО(У) МИД России.
E-mail: elenavoevoda@yandex.ru
Воевода Елена Владимировна

 

Вся статья: 

В последнее десятилетие в мире уделяется большое внимание вопросам образования и эффективной подготовки кадров для национальных экономик. В эпоху информатизации и интернационализации образования на фоне глобальной конкуренции на первое место выходит не столько вопрос «Чему учить?», сколько «Как учить?», чтобы повысить эффективность обучения и подготовить выпускников высших учебных заведений к профессиональной деятельности, минуя или максимально сократив стадию ученичества на рабочем месте. В этих условиях возрастает социальная, экономическая и политическая роль университетов, которые в современном мире немыслимы без опоры на научные исследования и внедрения инновационных научных разработок в учебный процесс. Для этого необходимо осуществлять подготовку преподавателей, способных своевременно внедрять результаты исследований в образовательный процесс.

Для привлечения талантливой молодежи в профессиональную научную и преподавательскую деятельность аспирантура МГИМО(У) открыла в 2012 г. подготовку по специальности «теория и методика профессионального образования». Этот шаг вызван объективной необходимостью исследования теории и анализа практики профессиональной подготовки специалистов-международников в изменяющемся мире. Динамичные процессы развития и модификации системы международных отношений, интеграция России в мировое постиндустриальное сообщество и расширение международных контактов на государственном и региональном уровнях, присоединение России к Болонскому процессу, введение нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования обусловили изменение требований к уровню и качеству профессиональной подготовки специалистов-международников. Происшедшие изменения повлекли за собой потребность в молодых профессиональных кадрах для системы МИД и других ведомств, связанных с внешней проблематикой: дипломатах, юристах, экономистах и финансистах, способных эффективно работать на стыке внутреннего и внешнего экономического пространства, журналистах-международниках, переводчиках в сфере профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: дидактика, профессиональная языковая подготовка, профессиональное образование, компетентностный подход, содержание, цель, функция, критерий.

Список литературы:

1. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО. 2012. № 4(25). С. 87.
2. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: «Феникс+», 2005. С. 150.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002. С. 42, 45.
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. // М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. С. 172–173.
5. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. Выпуск 1. М.: ФИРО, 2010. С. 11.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002. №393. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/ URL: http://минобрнауки.рф