Подходы к процессу формирования компетенции межкультурного общения у будущих специалистов-японистов

Деркач Александр Владимирович – к.п.н., доцент кафедры переводоведения и восточных языков Камчатского госуниверситета им. Витуса Беринга. E-mail: alexsensei@mail.ru

 

Вся статья: 

Данная статья представляет собой краткое изложение результатов психолого-педагогического исследования в области технологий подготовки в вузе специалистов со знанием японского языка. В ней автор анализирует теоретические подходы современного гуманитарного знания к определению сущности понятия "общение", его соотношение с содержанием термина "коммуникация", исследует феномен языковой среды и приходит к выводу о необходимости разработки современной методики, которая могла бы повысить эффективность процесса формирования компетенции межкультурного общения у будущих специалистов.

Для этого, по мнению автора, применяемая методика должна включать в себя взаимосвязанные этапы подготовки студентов в условиях искусственной, синтетической и естественной языковой среды. Предлагаемая парадигма поэтапной подготовки специалистов японского языка имеет значительный потенциал и может эффективно использоваться в открытом образовательном пространстве современной России.

Таким образом, на основании рассмотрения феномена общения через призму процессов интеграции мирового сообщества автор утверждает о том, что в системе высшего профессионального образования сегодня назрела необходимость применения более совершенных педагогических технологий, нацеленных на подготовку в вузе специалистов, способных к полноценному межкультурному общению с носителями различных языков и культур.

 
Ключевые слова: межкультурное общение, коммуникация, интерактивность, перцепция, компетенция межкультурного общения,  межкультурная адаптация, языковая среда,  подготовка специалистов со знанием японского языка.
 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002. С. 134.
2. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогический аспект образования.  М. – Воронеж, 2002. С. 37.
3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1983. С. 320.
4. Изотова Н.Н. Этнокультурные особенности стиля японской коммуникации // Вестник МГИМО-Университета (Сер. «Межкультурная коммуникация»).  2012. № 6 (27).  С. 25.
5. Орехова  И.А. Языковая среда: попытка типологии.  М., 2003. С. 55. 
6. Пидкасистый П.И. Словарь-справочник по педагогике. М., 2004. С. 150.
7. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология.   М., 2004. С. 152.