Формирование концептуальной картины профессиональной деятельности у студента-международника в процессе изучения иностранного языка

Костикова Лидия Петровна – д.пед.н., профессор кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. E-mail: kost@post. rzn.ru

 

Вся статья: 

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионализма будущего специалиста в области международных отношений средствами иностранного языка. Автор раскрывает сущность формирования целостной концептуальной картины профессиональной деятельности специалистов-международников и подчеркивает, что этот процесс происходит в соответствии с новой парадигмой профессионализма. Подготовка к межкультурной коммуникации в профессиональном дискурсе в процессе изучения иностранного языка обеспечивает ознакомление обучающихся:

– с концепто-терминосистемами в области политических, экономических, научно-технических, военно-политических, гуманитарных и идеологических отношений;
– с международными связями в областях науки, культуры, образования, иных сферах освоения общемирового пространства.

Формирование целостной картины профессиональной деятельности будущего специалиста в области международных отношений является комплексным, ценностно-обусловленным социальным практикоориентированным и культуросообразным процессом. Автор разработал систему педагогического сопровождения процесса формирования целостной картины профессиональной деятельности студентов-международников, основанную на интеграции учебной, воспитательной и научной деятельности студентов, которое осуществляется на индивидуальном, групповом, факультетском, вузовском, межвузовском и международном уровнях.

Предполагается также органичное использование ресурсов дополнительного образования студентов вуза. В статье показывается важность субъект-субъектных отношений преподавателя и студентов в учебном процессе, что ведет к развитию способности студентов к сотрудничеству, инициативности, позволяет реализовать творческий потенциал, способствует социализации и развитию личности.

Среди наиболее эффективных путей сотрудничества вузовских преподавателей в процессе совершенствования профессионально ориентированной языковой подготовки студентов-международников автор называет взаимодействие с МГИМО(У) и участие преподавателей иностранного языка в научно-практических семинарах и конференциях, в частности в ежегодном межвузовском семинаре по лингвострановедению.

Ключевые слова: специалист в области международных отношений, иноязычное профессиональное образование, межкультурная коммуникация.

Список литературы

1. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 2001, 278 р.
2. 2.Большой Российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 1888 с.
3. Воевода Е.В. Подготовка специалистов-международников к межкультурной коммуникации в профессиональном дискурсе //  Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика.  2012. № 1 (1).  .
4. Воевода Е.В. Профессиональная языковая подготовка студентов-международников: вопросы дидактики // Вестник МГИМО-Университета. № 1 (28). 2013.
5. Костикова Л.П. Профессионально-ориентированная языковая подготовка специалиста-историка // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 4. С. 106-111.
6. Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения / Автор-составитель Л.Г. Веденина. М.: МГИМО (У). 2012. 
7. Лиферов А.П., Коненков Н.В. Университеты и бизнес // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 22. 
8. Пупков С.В. Методологический и мировоззренческий уровни ценностного отношения социолога // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2009. № 2 (23). 
9. Раицкая Л.К. Сущность информационно-коммуникационного взаимодействия в интернет-среде // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика.  2012.  № 1 (1
10. Торкунов А.В. Педагогика и подготовка специалистов-международников // Вестник МГИМО-Университета. № 1 (28). 2013. 
11. ФГОС ВПО по направлению подготовки 031900 «Международные отношения» (квалификация «бакалавр»). Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm815-1.pdf (Дата обращения: 12.04.13)
12. Хомякова Н.П. Формирование специальной иноязычной коммуникативной компетентности юристов-международников в условиях контекстного обучения: Монография. М.: ТЕЗАУРУС. 2008. 274 с.
13. Яковлева Е.В. Коммуникативная лингводидактика: от лингвистической инженерии к лингвистической компетенции // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2012.  № 1 (1). С 18-21.