Воздействие компаний интернет-индустрии на мировую политику

Зиновьева Елена Сергеевна – к.полит.н., ст. преподаватель кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России.
E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

Под компаниями интернет-индустрии (также используется термин «интернет- компании») понимаются бизнес-структуры, предоставляющие услуги в среде онлайн и получающие от этого рода деятельности основной доход (более 50% дохода от деятельности, связанной с онлайн-средой). Как правило, к числу интернет-компаний относят: производителей контента (например, Facebook, Google, Yahoo!), программного обеспечения (Microsoft); компании, занимающиеся доменными именами (VeriSign); поставщиков интернет-услуг (компании-провайдеры, с помощью которых пользователи получают доступ в интернет) и телекоммуникационные компании (AT&T). Предметом настоящего исследования выступают компании, производящие контент, группа, которая по мере развития технологий Web 2.04 становится все более значимой в мировой экономике и политике.

Компании интернет-индустрии: общая характеристика и отличительные особенности Наиболее крупными интернет-компаниями мира, по оценкам аналитиков Boston Consulting Group, являются Amazon, Apple, Facebook, Google, Baidu, Tencent (страна базирования первых четырех – США, последних двух – Китай). При этом последние четыре компании являются производителями контента, информационного содержимого интернета. Согласно рейтингу журнала Forbes, крупнейшими российскими интернет-компаниями по объему прибыли на 2011 г. были Яндекс и Mail Group6. Кроме того, на российском интернет-рынке значительные позиции занимают Google, Facebook и Groupon, которые создали свои российские филиалы.

Рейтинг популярности сайтов, формируемый Alexa.com, отражает популярность интернет-компаний среди пользователей и, следовательно, потенциал их политического влияния. В первую пятерку входят следующие сайты (в порядке убы-вания популярности): google.com, facebook.com, yahoo.com, youtube.com, baidu.com8. В российском интернете наибольшей популярностью пользуются yandex.ru, vk.com9, google. com, mail.ru, google.ru (в порядке убывания популярности). Таким образом, американские интернет-компании наиболее прибыльны и популярны среди пользователей. Набирают влияние китайские компании, что обусловлено в первую очередь значительным населением страны и, как следствие, большим числом пользователей интернета.

При этом компании, базирующиеся в Китае, ориенти- рованы прежде всего на внутренних пользователей. интернет-компании, базирующиеся в США, имеют транснациональную структуру, что позволяет им завоевывать рынки и использовать ресурсы по всему миру. Крупные российские интернет-компании, такие, как Яндекс, Вконтакте и др., в большинстве своем являются транснациональными по структуре собственности и охвату рынков, но ориентированы на рынки и пользователей стран СНГ. Мирополитическая роль интернет-компаний не изучена ни российской, ни зарубежной науками. Существует значительное число работ о международно-политических аспектах информационной революции, об особенностях формируемой информационной экономики.

Вместе с тем международно-политические аспекты деятельности интернет-компаний оказываются вне исследова- тельского внимания или затрагиваются вскользь, что, вероятно, обусловлено новизной проблемати- ки и ее междисциплинарным характером. Деятельность интернет-компаний определяет направления эволюции и использования интернета, а с другой стороны – зависит от тенденций развития интернета, предпочтений пользователей. На начальном этапе развития интернета была популярна точка зрения, согласно которой интернет формирует коммуникационную среду, принципиально отличающуюся от реального мира. интернет воспринимался как пространство свободы, самовыражения, равенства, в котором невозможны государственный контроль и регулирование.

Данная точка зрения и сегодня продолжает оказывать определенное влияние на развитие цифрового пространства, предпочтения пользователей и бизнес-модель интернет-компаний. интернет основан на наборе программных инструкций, широко известных как протоколы, используемых для передачи данных между сетями. Зарождение интернета датируется 1969 г., когда впервые четыре компьютера были объеденены в сеть в рамках научно-исследовательских работ министерства обороны США. В 1972 г. программные инструкции передачи данных TCP/IP стали использоваться как базовые протоколы интернета.

Система доменных имен была внедрена в 1983 г., тогда же появились первые вирусы. Всемирная паутина как сеть связанных гиперссылками страниц, по которым можно перемещаться с помощью графического интерфейса, берет свое начало в 1989 г.; в 1998 г. была создана наиболее популярная в мире поисковая система Google, а Википедия, широко используемая открытая онлайн-энциклопедия, – в 2001 г.

Ключевые слова: интернет, мировая политика, интернет-бизнес.

Примечания
1. Термин «индустрия» в современной экономической науке не обязательно предполагает промышленное производство. Под индустрией понимается «Отрасль экономики, в которой фирмы используют аналогичные затраты производственных факторов для создания группы родственных товаров» (Экономика. Толковый словарь. М.: "ИНФРА-М". Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000).
2. 30 российских интернет-компаний: рейтинг Forbes. // Forbes Russia. 27.02.2012. [Электронный ресурс]. - http://www.forbes.ru/ tehno/rating-slideshow/79474-30
3. Курбалиа Й. Управление интернетом. М.: Координационный центр национального домена сети интернет, 2011.
4. Web 2.0 – термин, введенный Т. О’Рейли в 2005 г., под которым понимаются сервисы, ценность которых создается за счет их пользователей: блоги, социальные сети и пр. (См.: Т. О’Рейли. Что такое Веб 2.0. // Компьютерра Онлайн. [Электронный ресурс]. –
http://www.computerra.ru/think/234100/ )
5. D. Dean, S. DiGrande, D. Field. The Connected World. The Digital Manifesto: How Companies and Countries Can Win in the Digital
Economy. / D. Dean, S. DiGrande, D. Field, P. Zwillenberg. // BCG Perspectives. 27.01.2012. – [ Electronic resourse]. - https://www.
bcgperspectives.com/content/articles/growth_innovation_connected_world_digital_manifesto/
6. 30 российских интернет-компаний: рейтинг Forbes. // Forbes Russia. 27.02.2012. [Электронный ресурс]. - http://www.forbes.ru/
tehno/rating-slideshow/79474-30
7. Там же.
8. Поисковая система в Китае.
9. Социальный сетевой сервис в России.
10. [Электронный ресурс]. - www.alexa.com
11. См. напр.: M.Castells. The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society, and Culture. John Wiley & Sons, 2011;
Nye J. Cyberpower. Belfer center for science in international relations, 2010; Toffler A. The third wave. Bantam Books, 1989 и др.
12. См. напр.: Castells M. The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society, and Culture. John Wiley & Sons, 2011;
Kogut B. The global internet economy. MIT Press, 2004 и др.
13. IP разбивает информацию на пакеты, TCP контролирует, что они полностью получены адресатом.
14. Эванс Д. интернет вещей: как изменится вся наша жизнь на очередном этапе развития Сети. // Официальный сайт компании
Cisco. [Электронный ресурс]. - http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2011/062711d.html
15. Keohane R.O., Nye J.S. Transnational Relations and World Politics. Сambridge, Ma: Harvard University Press, 1972.
16. Nye J.S. The Future of Power in the 21st Century, Public Affairs Press, 2011.
17. Google official site. About Google. [Electronic resource]. - http://www.google.com/about/company/
18. Nye J. Cyberpower // Belfer center for science in international affairs, 2010. [Electronic resource]. - http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/
u2/a522626.pdf
19. Castells M. Communication, Power and Counter-power in the Network Society. // International Journal of Communication 1 (2007),
238-266.
20. Cм.: Mcluhan M. Undeerstanding media. The extensions of man. MIT Press, 1994.
21. «Облачные услуги» предполагают предоставление больших серверных мощностей в аренду.
22. Google возвращается в Китай // Ведомости. 13.01.2012. [Электронный ресурс]. - http://www.vedomosti.ru/tech/news/1473990/
konec_bojkotu
23. Евдокимов Е. Политика Китая в глобальном иформацонном пространстве // Международные процессы. 2011. No 1(25). Ян-
варь–апрель.
24. Kleinwaghter W. Internet co-governance: towards a multilayer multiplayer mechanism of consultation, coordination and cooperation.
// E-learning and digital media. 2006. Vol. 3 #3. Pp. 473 – 487.