Сообщества пользователей интернет-проектов

Болгов Радомир Викторович –к.полит.н., старший преподаватель кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: rbolgov@yandex.ru
 

 

Вся статья: 

Сегодня вопрос об акторности интернет-сообществ вызывает значительный научный интерес, оставаясь при этом достаточно спорным. Безусловно, сами социальные интернет-сервисы (Facebook, Twitter, Youtube и др.) являются не акторами, а скорее инструментами обеспечения интересов как традиционных участников мировой политики (государства, ТНК, НПО), так и новых, нарождающихся политических акторов (сообщества граждан-пользователей Интернета). Компании, которые управляют социальными интернет-сервисами (в частности, Facebook), также нередко становятся глобальными, приобретая статус ТНК. Интересы всех этих акторов лежат в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. В данном случае стоит подробнее остановиться именно на политических интересах и новых инструментах для их достижения.

Если рассматривать пример «арабских революций», то вопрос о мирополитической акторности интернет-сообществ рано или поздно сведется к вопросу о том, стояли ли за этими сообществами иностранные силы или это были независимые внутриполитические процессы в арабских странах. Доказательство любой из этих позиций требует отдельного серьезного исследования. Но политическое значение социальных интернет-сервисов (неважно, внутригосударственное или международное) никем сегодня не оспаривается. Сегодня широкий спектр акторов, участвующих в политике, воспринял использование передовых технологий. Негосударственные акторы (в частности, бизнес, НПО, террористы, группы граждан), действия которых выходят за пределы территории конкретного национального государства, используют новые технологии для достижения тактических и стратегических целей.

Широкое распространение получили персональные страницы политических деятелей и целых ведомств в социальных сетях. С ростом создаваемого пользователями контента и технологий Web 2.01 участниками информационного пространства становятся не только государства, но и обычные люди (журналисты, общественные активисты и даже солдаты), которые размещают в Интернете в режиме общего доступа фотографии, видеозаписи, свои впечатления и комментарии. Бизнес также показывает в этой сфере определенную эффективность. Бум краудсорсинговых проектов2 начался в середине 2000-х гг. именно с того, что коммерческие компании решили экономить за счет бесплатного использования «коллективного ума» интернет-пользователей, а не нанимать дорогостоящих экспертов по разработке новых идей для бизнеса. Затем опытом бизнеса заинтересовались власти государств, поняв, что краудсорсинг может быть использован и в сфере оказания государственных услуг.

Ключевые слова: технологии Web 2.0, акторы мировой политики, интернет-сообщества, краудсорсинг, Facebook, Twitter-революции, киберсила, цифровая дипломатия.

Список литературы:

1. Arquilla J., Ronfeldt D. Swarming and the Future of Conflict. Santa Monica: RAND, 2000. ix + 98 pp.
2. Nye J.S. Jr. Cyber Power. Harvard Kennedy School, Belfer Center for Science and International Relations, May 2010. 30 pp.
3. Бахметьев Я.А., Леонов А.А. Киберсила и вопрос акторности в мировой политике. URL: http://regconf.hse.ru/uploads/7a3b305ac38ebc9b4fdfea05e2b94a9ed8121d0a.pdf (дата обращения: 02.10.2012).
4. Conference on Cyber Dissidents: Global Successes and Challenges. George W. Bush Institute. Texas, 2010. URL: http://www.bushcenter.com/articles/successes-and-challenges (дата обращения: 02.10.2012).
5. E-Partizipation. Elektronische Beteiligung von Bevölkerung und Wirtschaft am E-Government. Studie im Auftrag des Bundesministeriums des Innern, Ref. IT 1. Bremen, 2008. P.133.
6. Ibid. P.133.
7. Ibid. P.8.
8. E-Konsultationen. URL: http://e-konsultation.de (дата обращения: 29.05.2012)
9. E-Partizipation… P.53.
10. Ibid.
11. Ibid.
12. 2007 Implementation Plan. E-Government 2.0 – The Programme of the Federal Government. Berlin: Bundesministerium des Innern, 2007. URL: http://www.verwaltung-innovativ.de/SharedDocs/Pressemitteilungen/1147276__implementation__plan__egovernment__2.0,templateId=raw,property=publicationFile.pdf/1147276_implementation_plan_egovernment_2.pdf (дата обращения: 17.05.2012)
13. Министр обороны Германии подал в отставку из-за плагиата // Русская служба BBC, 1 марта 2011. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/03/110301_guttenberg_resigned.shtml (дата обращения: 21.05.2012)
14. E-Partizipation…
15. Sanpablog. URL: www.sanpablog.it/?page_id=111 (дата обращения: 01.10.2012).
16. Portoalegre.cc. URL: www.portoalegre.cc (дата обращения: 01.10.2012).
17. People& Participation Online. URL: www.peopleandparticipation.net/display/Involve/Home (дата обращения: 01.10.2012).
18. Наумов И., Шварц И. Владимир Путин сделал ставку на краудсорсинг // Независимая газета. 19.04.2012 URL: http://www.ng.ru/economics/2012-04-19/2_kraudsorsing.html (дата обращения: 01.10.2012).
19. Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан с использованием Интернета для рассмотрения в Правительстве РФ // Правительство РФ. 23.08.2012. URL: http://government.ru/docs/20405/ (дата обращения: 01.10.2012)
20. Morozov E. The Net Delusion. The Dark Side of Internet Freedom. NY: PublicAffairs, 2011.
21. Caught in the Net: U.S. Military // Foreign Policy, Sept/Oct. 2010, Issue 150. P. 108.
22. Rid T. War 2.0 // Policy Review, February 2007. (http://www.hoover.org/publications/policyreview/5956806.html).
23. Савин Л.В. Новые войны: баланс технологий и социальных сетей // Информационные войны, 2009. № 3(11). С. 65.
24. Turitto J. Understanding Warfare in the 21st Century // International Affairs Review, 2010, Vol. XIX, No.1. (http://www.iar-gwu.org/node/145)
25. Turitto J. Op. cit.
26. Report to Congress on the Situation in Iraq. Gene