Международная деятельность университетов (на примере Европы)

Барсукова Анна Владимировна –к.и.н., директор Центра Европейского cоюза Балтийского федерального университета им. И. Канта. E-mail: vestnik@mgimo.ru
 
Жуковский Игорь Игоревич –к.полит.н., проректор по международным связям Балтийского федерального университета им. И. Канта. E-mail: vestnik@mgimo.ru
 

 

Вся статья: 

Университеты сегодня представляют собой отражение сложной системы взаимоотношений академической корпорации и государства, в котором этот университет находится. Европейский союз с его все еще рыхлой внутренней и внешнеполитической структурой и не до конца ясными приоритетами наднационального развития остается одним из нескольких модельных случаев организации международной кооперации в сфере образования и науки как внутри ЕС, так и с внешним миром.

Рассматривая принципы и побудительные мотивы международного сотрудничества университетов в таких сложно организованных системах, как Европейский союз, где внутренние институциональные решения (не только в сфере высшего образования) государств-членов сохраняют свою специфику и базируются на различных традициях профессиональных корпораций, необходимо ответить на вопрос об общих и особенных целях и практиках международного сотрудничества как внутри самого Евросоюза, так и в кооперации его членов с «внешними странами».

Широкомасштабное международное сотрудничество между странами, которые относят к «ядру» Европейского союза, началось практически одновременно с развитием интеграционных проектов в западной части континента, направленных на координацию экономических политик ведущих игроков на принципиальных рынках (таких, как «Европейское объединение угля и стали» и т.д.). Кроме экономических задач, такие проекты имели и четкое политическое измерение: создание условий для преодоления духа недоверия между крупнымиевропейскими государствами.

Подчиненными целям создания атмосферы добрососедства и взаимопонимания стали проекты интеграционного характера в сферах молодежных, культурных и академических обменов, понимая университетские корпорации как носителей коллективной памяти, как факторы консолидации национальной идеи, как структуры с самым большим потенциалом интеллектуального влияния на самые широкие слои обществ.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, академическая мобильность, университеты в мировой политике, ЕС.

Примечания
1. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? 1784 г.. Кант И. Избранные сочинения: В 2 т. / Под ред. А.П. Клемешева, В.Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. Т. 2. С.11.
2. Подробнее о ДААД – см. официальный портал www.daad.de
3. См. официальный сайт проекта: http://www.andrassyuni.eu
4. См. официальный сайт проекта: http://www.europa-uni.de/
5. См. подробнее: Oui M. Classement QS 2012-2013 : seulement 4 universités françaises au top 200 // L’Etudiant.fr. 11.09.2012. Режим досту-
па: http://www.letudiant.fr/etudes/classement-qs-2012-10557/classement-qs-2012-16224.html. В Топ-500 по Шанхайскому рейтингу вошел только один вуз Франции – Пари-Сюд. См. подробнее: Classement de Shanghai: les universities françaises toujours à la traîne // Le Point. 14.08.2010. Режим доступа: http://www.lepoint.fr/monde/classement-de-shanghai-les-universites-francaises-toujours-a-la- traine-14-08-2012-1496009_24.php. Исключение составляет Парижская школа экономики (Paris School of Economics (PSE) – http:// www.parisschoolofeconomics.eu/en/), которая была создана в 2006 г. по модели Лондонской школы экономики и политики и которая занимает высокие позиции в профессиональных рейтингах.
6. Enquête exclusive CampusFrance - TNS Sofres. Les étudiants étrangers en France : image et atractivité. Режим доступа: http://www.russie. campusfrance.org/sites/localmaster.campusfrance.org/files/statistika_po_inostrannym_studentam_vo_francii_2011.pdf
7. Loi n°84-52 du 26 janvier 1984 sur l'enseignement supérieur. Version consolidée au 22 juin 2000 // Legi France. Le service publique de la diffusion du droit. Режим доступа: http://legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000692733
8. Le site official de la France. Режим доступа: http://www.france.fr/en/long-training-courses/article-old/grandes-ecoles-and-specialist-schools.
9. Schleicher A. Europe’s university challenge // OECD Observer. No. 254. March 2006. Режим доступа: http://www.oecdobserver.org/news/
fullstory.php/aid/1889
10. Программа сотрудничества ЕС – Россия // Представительство Европейского союза в России. Режим доступа: http://eeas.europa.eu/
delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/index_ru.htm
11. Национальный офис ТЕМПУС. Режим доступа: http://www.tempus-russia.ru/about.htm
12. Европейские проекты БФУ им. И. Канта. Режим доступа: http://www.kantiana.ru/eu4u/projects/68054/
13. Education, audiovisual and culture executive agency. Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/programme/about_
erasmus_mundus_en.php
14. European Union. External Action. Режим доступа: http://eeas.europa.eu/eu-centres/index_en.htm