Политика под воздействием электронной одновременности

Терин Валерий Павлович – д.соц.н., профессор кафедры философии МГИМО(У) МИД России. E-mail: vterin@olmin.ru
 

 

Вся статья: 

Электронные средства массовой коммуникации своим воздействием круглосуточно охватывают всё человечество. Для них обычно освещение событий как бы задом наперёд, начиная с последнего сообщения, которое тем самым формирует понимание всего остального. Потребитель сообщений и начинает их понимание с него как определяющего.

Одновременность как норма восприятия и мышления стала повседневно значимой для множества людей в результате появления телеграфа как средства коммуникации, для которого благодаря электричеству не существует расстояний, и соответствующей ему прессы, сообщения на страницах которой выступают по отношению к друг другу самостоятельно. Сообщения, в сжатом виде так или иначе представляющие, что есть, было и будет в жизни человечества, стали в стремительно возрастающем количестве распространяться и другими средствами коммуникации. В результате их совокупного воздействия режим одновременности восприятия и мышления занимает ведущее место в сознании «электронного человека», для которого как потребителя таких сообщений, знающего, что на месте каждого из них вот-вот должно появиться другое, стала привычной незамедлительная реакция на происходящее.
 
В США обнаружение того, что массовое сознание стало работать главным образом не линейно и последовательно, а по принципу конечной причины, или в режиме одновременности, сделало само собой разумеющимся начинать избирательные кампании так же как бы с конца, имитируя победу в каждом эпизоде публичной предвыборной борьбы. Возник вопрос о роли принципа одновременности в политике вообще, да и в жизни современного общества в целом. В условиях информационных перегрузок человек прибегает к «распознаванию образа», выявляя конфигурации, характеризующие получаемые им сообщения, то есть опять же действуя не линейно и последовательно, а по принципу конечной причины. Распознавание образа исследуется в этой связи как вещь, имеющая огромное управленческое значение.
 
Ключевые слова: восприятие, мышление, одновременность, последовательность, распознавание образа, электронное инфокоммуникационное окружение, средства массовой коммуникации, массовое сознание, глобализация, управление, глобально-управленческие технологии, мифологизация, демифологизация.
 

Список литературы:

1. Маклуэн М. С появлением Спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры. // Знание–сила, 1996. №3р. с. 18–29.
2. Грегори Р. Разумный глаз. М.: УРСС, 2003. 240 с.
3. Терин В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. М.: Институт социологии РАН, 1999. 170 с.
4. Internet of Everything. [Электронный ресурс] // CISCO. 2013 г. Режим доступа http://www.cisco.com/web/about/ac79/innov/IoE.html, (дата обращения: 15.02.2014 г.).
5. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 220 с.
6. Лосев А.Ф. История античной философии, М.: Наука, 1989. 204 с.
7. Терин В.П. Эти пространства нашей жизни. [Электронный ресурс] // Движение за возрождение отечественной науки, 27.02.2012 г. Режим доступа http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=5435&Itemid=39, (дата обращения: 15.02.2014 г.).
8. Терин В.П. Проблема общезначимых основ образования в инфокоммуникационном окружении С. 129–139 // Медиаобразование 2013. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 442 с.
9. McLuhan M., Powers B.R. The global village. Transformations in world life and media in the 21st century. Oxford University Press, New York – Oxford, 1989, 220 p.
10. Gross B. The Managing of Organizations: The Administrative Struggle. New York: The Free Press, 1964. 971 p. // Bertram_Myron_Gross [Электронный ресурс] // Википедия. Интернет-энциклопедия. Режим доступа http://en.wikipedia.org/wiki/Bertram_Myron_Gross, (дата обращения: 15.02.2014 г.).