Европейское влияние на русскую культуру XVII в.

Черникова Татьяна Васильевна – к.и.н., доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

В странах Западной и Центральной Европы XVII столетие прошло под знаком культуры барокко. Не осталась в стороне от этого культурного веяния и Россия. Эстетические и философские пристрастия эпохи барокко проникали в Россию из Речи Посполитой. Особенно сильна эта тенденция стала после Русско-польской войны за Украину (1654–1667 гг.) и присоединения к России части бывших владений Польши – Левобережной Украины.

В исторической литературе не раз высказывались мнения о европейском влиянии на Россию XVII в. как двойном воздействии: – с одной стороны, наблюдалось воздействия «немцев» (влияние Голландии, Англии, германских, особенно протестантских стран); – с другой стороны, в Россию из соседней Речи Посполитой усиленно шел поток новых идей, культурных форм, эстетических пристрастий и просто полезных и удобных в быту вещей. После того как Киев и Левобережная Украина стали российскими, польское влияние резко возросло.

Известный американский русист Пол Бушкович посвятил данной проблеме свою монографию, где убедительно доказывает, что польскоюжнорусское влияние XVII в. было значительно мощнее западноевропейского. Вытеснение же его в культуре русской элиты западноевропейской системой ценностей и взглядов произошло лишь в конце Петровской эпохи в 1720-х гг. В данной статье мы рассмотрим конкретные примеры, иллюстрирующие проникновение европейской культуры барокко в культурное пространство России XVII в.

Начнем с изобразительного искусства. Жанр светского портрета получил на Западе широкое распространение еще в эпоху Ренессанса. Барокко лишь продолжило интерес художника к личности человека, что составляло непременный атрибут западноевропейского гуманизма. Средневековая Россия XVI–XVII вв. жила иными идеалами, однако ее живописное искусство не осталось полностью в стороне от европейских веяний. После Смуты западноевропейские картины, гравюры и офорты привозились в Россию западными купцами и открыто продавались на Красной площади, только почему-то в Овощном ряду.

В самой Московии с XVI в. существовал своеобразный светский портрет, выполненный присущим иконописи художественным языком. Таковыми были русские парсуны. Сам термин «парсуна» происходит от европейского слова «персона» (личность). От XVI столетия до нас дошли парсуны царей Ивана Грозного, Федора Иоанно- вича и Бориса Годунова. От эпохи царей Михаила, Алексея и Федора Романовых осталось большое число парсун с изображением членов царской фамилии.

Новшеством XVII в. стал широкий интерес горожан к парсунам. Их теперь писали не только с монархов. Парсуны заказывали бояре, дворяне и купцы. Среди выписанных из-за рубежа специалистов уже при Михаиле Романове стали нередки имена западных художников – мастеров, как записали подьячие, в «парсунном и перспективном деле». Архивные дела называют имена Д. Вухтерса, И. Детерса. При Алексее Михайловиче приехал вРоссию С. Лопуцкий. Интересно, что Иоган Детерс (по-русски то Анс, то Иван Дитерс) в течение 1637– 1656 гг. постоянно имел при себе русских учеников, был весьма ценим русской короной, о чем свидетельствуют полученные от царя ценные подарки.

Так, 20 сентября 1645 г. художник был пожалован серебряным ковшом, парчой, камкой и сукном3. До нас дошел конный почти «европейский портрет» царя Михаила кисти Детерса, а также «европейский портрет» царской супруги – Евдокии Лукьяновны. После восшествия на престол Алексея Михайловича Детерс продолжил работу при его дворе, где появились и несколько новых западноевропейских живописцев. Они писали картины на религиозные темы, но с прямой перспективой и прочими техническими приемами западноевропейской живописи Нового времени.

Почитатели новых для России приемов живописи появились и среди коренных иконописцев. Патриарх Никон, обнаруживший в творчестве своих иконописцев немало заимствований из «богомерзкого, еретического» западного искусства, пытался строго запретить подобные явления. Он принялся было проверять в частных домах, не исключая боярские хоромы, иконы. Приказывал разбивать «доски» с ликами «нового письма». Но его удар по новой русской иконописи оказался недолгим.

Падение Никона фактически сняло его запреты для русских художников и почти не по- влияло на труд западноевропейских мастеров в Московии. Самым знаменитым «немцем»-художником был Питер Энглес (Энгельс) из Гамбурга. Он прибыл в Россию в 1670 г., а первым его значительным деянием оказалось изготовление декораций к театральным спектаклям первого в России театра, открытого в 1672 г. Кроме того, Энглес расписал вместе с русскими коллегами Золотаревым, Салтановым и Безминым комнаты детей Алексея Михайловича.

Позже Питер Энглес украсил хоромы царя Федора Алексеевича и его первой супруги Агафьи Симеоновны (Грушевской) картинами на сюжеты библейских притч («Царь Давид на престоле», «Притча пророка Иезекиа», «Брак царя Соломона» и др.). Во время регентства Софьи Энглес расписал «перспективным письмом» на тему библейских притч личные апартаменты правительницы. С 1686 г. гамбургский мастер числился в штате Оружейной палаты. Соотечественником Энглеса, работавшим в России одновременно с ним, являлся Вальтер Иоганн, тоже из Гамбурга. Ему приписывают один из прижизненных портретов князя В.В. Голицына.

Между декабрем 1681 – февралем 1682 г. по царскому заказу Вальтер Иоганн выполнил портрет царицы Марфы Матвеевны (Апраксиной), второй жены Федора Алексеевича. Этот портрет специалисты признают первым написанным в России реалистичным (не парсуна) изображением, выполненным по желанию русского заказчика. Реалистические портреты заказывали и некоторые вельможи. Примером может служить портрет князя В.В. Голицына (гравюра на бумаге), выполненная, вероятно, уроженцем Речи Посполитой Леонтием Тарасевичем (1687 г.). Еще одного художника-«немца» Артемия (Отто) Генина привез из Нидерландов в Россию в 1688 г. для службы в Оружейной палате русский посол Я. Долгоруков, но о деятельности этого художника мало что известно.

Ключевые слова: Культура барокко, Российское царство XVII в., заимствование Россией технического и культурного опыта Запада, европеизация России, западные новшества, правление Михаила, Алексея, Федора III, регентство Софьи.

Примечания
1. РГАДА. Фонд 396. Архив Оружейной палаты. Опись 1. Ч. 1–23.
2. Там же. Опись 1. Ч. 4. С. 99 оборот. No 4135.
3. Там же. Опись 1. С. 3. С. 151. No 3348.
4. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России в первой четверти XVIII в. М., 1987. С. 173.
5. Куненков Б. Федор Алексеевич // Российская корона. Князья, цари, императоры. М., 2009. С. 175.
6. Богданов А.П. Политическая гравюра в России в период регентства Софьи Алексеевны // Источниковедение отечественной
истории. 1981. М., 1982. С. 236.
7. Линдси Хьюз. Царевна Софья 1657–1704. СПб., 2001. С. 179.
8. Более подробно см.: Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.
9. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955. С. 31.
10. Более подробно о Безмине см.: Успенский А.И. Иван Артемьевич Безмин и его произведения // Старые годы. Апрель. 1908.
С. 198-206. Овчиникова Е.С. Портрет в русском искусстве... С. 86-99.
11. Бальтазар Койэт. Исторический рассказ или описание путешествия Конрада ван Кленка...// Россия XVII века. Воспоминания
иностранцев. Смоленск, 2003. С. 379.
12. Более подробно см.: Алексеева М.А. Жанр Конклюзий в русском искусстве конца XVII – начала XVIII в.// Русское барокко. Матери-
алы и исследования. Под редакцией Т.В. Алексеевой. М., 1977. Софьи Алексеевны // Источниковедение отечественной истории.
1981. М., 1982.
13. Розыскное дело о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Т. 1. СПб., 1884. С. 596–597, 655–663.
14. Там же. С. 163 No 4721. С. 187 No 4984.
15. Преображенский А.А., Морозова Л.Е., Демидова Н.Ф. Указ. соч. С. 125.
16. РГАДА. Фонд 396. Архив Оружейной палаты. Опись 1. Ч. 4. С. 89. No 4072.
17. Богданов А.П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. С. 79.
18. Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.: Транзиткнига, 2005. Т. II. С. 97-103.
19. Куненков Б. Федор Алексеевич // Российская корона. Князья, цари, императоры. 2009. С. 177.
20. РГАДА. Фонд 396. Архив Оружейной палаты. Опись 1. Ч. 4.
21. Лаптева Л.П. Рассказ очевидца о жизни Московии конца XVII века // Вопросы истории. 1970. No 1. С. 107.
22. ПСЗРИ. Т. 2. No 1133. С. 687. No 1314. С. 949–950.
23. Богданов А.П. Указ. соч. С. 78.
24. Де ла Невилль. Записки о Московии. Перевод и комментарий А.С. Лаврова. М., 1996. С. 166.
25. ПСЗРИ. Т. 2. No1054. С. 568.
26. Там же. No 1181. С. 760–766.
27. Там же. No 1315. С. 950.
28. Там же. Т. 2. No 984. С. 490–491.
29. Забелин И. Указ. соч. С. 90–95.
30. РГАДА. Фонд 396. Архив Оружейной палаты. Опись 1. Ч. 1. No 3588.
31. Там же. Опись 1. Ч. 3. No 3021.
32. Там же. С. 109. No 3078.
33. Там же. С. 120 оборот. No 3145.
34. Там же. С. 109. No 3064.
35. Там же. С. 120 оборот. No 3145; С. 109. No 3064; С. 33. No 2332.
36. Линдси Хьюз. Указ. соч. С. 52.
37. РГАДА. Фонд 396. Опись 1. Ч. 4. С. 185. No 4958.
38. Тамже.Опись1.Ч.3.С.79.No2853.С.87об.No2932.
39. Преображенский А .А., Морозова Л.Д., Демидова Н.Ф. Первые Романовы. М., 2000. С. 126–127.
40. Там же. С. 107.
41. Ключевский В.О. Указ. соч. С. 255.
42. Ловягин А.М. Москва при смерти тишайшего государя // Русская старина. 1893. Т. 80. No 12. С. 528–538.
43. Ключевский В.О. Указ. соч. С. 255.
44. Седов П.В. Указ. соч.
45. Линдси Хьюз. Указ. соч. С. 61.
46. Ключевский В.О. Указ. соч. С. 256–257.
47. Рейтенфельс Я. Сказание святейшему герцогу тосканскому Козьме Третьему о Московии // ЧОИДР. 1905. Кн. 3. С. 88.
48. Карамзин Н.М. Пантеон российских авторов // Сочинения в двух томах. Т. 2. Л., 1984. С. 102.
49. Coxe W. Travels into Poland, Russia, Sweden and Denmark. Vol. 1. London, 1784. P. 418.
50. Молева Н. Царь-девица // Знание - сила. 1971. No 1. С. 34.
51. O’Brien C.B. Russia uder Two Tsars 1682–1689. The Regency of Sophia Alekseevna. – Berkeley and Los Angeles, 1952. P. 50.
52. Schakovskoy Z. Precursors of Peter the Great. London, 1964. P. 133.
53. Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре. М., 1914. С. XIV–XVI.
54. Маркелов Г.В. Царевна Софья // Словарь книжников и книжности Древней Руси. М., 1988.
55. Богданов А.П. Указ. соч. С. 228.
56. См. подробнее: История русской музыки: в 10 т. Т. 1. Древняя Русь: XI–XVII века. М., 1983. С. 172–274., 376.
57. Патрик Гордон. Дневник 1684–1689 гг. М., 2009. С. 179. Л. 218.