Современный учебник иностранного языка: от бумажного к электронному

Кравцова Ольга Анатольевна – к.филол.н., доцент кафедры английского языка №1 МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru
Новиков Дмитрий Николаевич – к.филол.н., доцент кафедры английского языка №1 МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

Инновации в преподавании иностранных языков (ИЯ) ассоциируются в первую очередь с использованием интернет-тех- нологий, поэтому существует мнение, что инновационным может быть только электронный учебник. Безусловно, электронные учебники выводят процесс обучения ИЯ на новый уровень, обеспечивая выполнение многообразных учебных задач за счет использования сложного программного обеспечения [4, с. 215]. Однако печатный учебник также может быть инновационным, если понимать под педагогическими инновациями новые концепции, методы, программы, технологии, которые экспериментально проверены и внедрены в учебный процесс в целях повышения его эффективности [1, с. 3]. Инно-вационный учебник ИЯ (независимо от типа носителя: бумажного или электронного)– это учебник, соответствующий целям обучения на современном этапе.

Мы полагаем, что сегодня оптимальным для достижения целей иноязычного образования является учебник нового поколения, интегрирующий возможности бумажного и электронного вариантов, которые, дополняя друг друга, позволят сделать процесс обучения более эффективным. Новые цели обучения ИЯ, определенные государственными образовательными стандартами третьего поколения (ФГОС ВПО), требуют изменения не только содержания учебного предмета, но и характера учебного взаимодействия между преподавателем и студентом, а именно повышения активности, инициативности и самостоятельности студента, в том числе и в выборе траектории достижения учебных целей.

Поскольку учебное взаимодействие осуществляется в значительной степени посредством учебника, то очевидно, что учебник ИЯ нового поколения должен основываться на дидактических и лингводидактических принципах, отражающих современную парадигму образования в целом и концепцию иноязычного образования в частности [6]. Современный учебник ИЯ, по нашему мнению, должен строиться на следующих общедидактических принципах: компетентностный подход, модульность и многоуровневость, междисциплинарность и принцип опережения. Компетентностный подход – ключевое понятие современного иноязычного образования, так как целью обучения ИЯ в вузе является формирование личности, обладающей коммуникативной компетенцией в сфере профессионально ориентированного иноязычного общения. Компетентностный подход как принцип построения учебника ИЯ предполагает такую организацию материала, которая обеспечит взаимосвязанное развитие всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции: языковой, речевой и социокультурной, а также других общекультурных и профессионально значимых компетенций, например когнитивной и информационной.

Ключевые слова: педагогические инновации, учебник нового поколения, электронный учебник, компетентностный подход, комбинированное обучение, языковая компетенция.

Список литературы

1. Китайгородская Г. А. Инновации в образовании – дань моде или требование времени? // Иностр. языки в школе. 2009. №2. С. 2-7.
2. Крячков Д. А., Ястребова Е. Б. Развитие языковой компетенции студентов-международников с помощью мультимедийных средств (на примере электронного пособия Д. Н. Новикова к «Курсу английского языка для студентов языковых вузов» Е. Б. Ястребовой, Л. Г. Владыкиной, М. В. Ермаковой) // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики делового общения в свете новых технологий обра-зования: Материалы Международной науч.-практ. конф. (Москва, 3 февр. 2010 г.): в 3-х ч. М.: МГИМО(У) МИД России, 2010. Ч. 3 / под ред. Л. К. Раицкой, Е. В. Пономаренко. С. 68 – 77.
3. Новиков Д. Н. Электронный учебник в учебном процессе: Опыт применения при обучении английскому языку студентов-международников // Альманах современной науки и образования. 2013. № 4 (71). C. 133–135.
4. Попова Н. В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения. Междисциплинарный подход. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 248 с.
5. Смирнов Д. В. Парадокс: почему современное электронное обучение не является обучающим // Сборник материалов XXIII Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования». М.: ИКВО, 2013. С. 80.
6. Ястребова Е. Б., Кравцова О. А. Какой учебник иностранного языка нужен вузу сегодня? // Иностранные языки в школе. 2011. № 5. С. 63–68.
7. Ястребова Е. Б., Кравцова О. А., Крячков Д. А., Владыкина Л. Г. Курс английского языка для международников и регионоведов. Уровень – бакалавриат. Компетентностный подход. I курс.: в 2-х частях. М.: МГИМО- Университет, 2009.