Электронное обучение: актуальное состояние проблемы в вузовской системе образования России и зарубежных стран

Шкапенко Татьяна Михайловна – к.филол.н., доцент Балтийского федерального университета им. И. Канта. E-mail: tshkapenko@kantiana

 

Вся статья: 

В работе на основе актуальных статистических данных анализируется уровень развития e-learninga в вузах России, США и европейских стран. Характеризуются причины отставания в данной области российской системы образования, обосновывается необходимость ускоренного внедрения e-learninga как средства выживания и сохранения конкурентоспособности национальной системы образования страны.  

Автор статьи считает, что в условиях открытого общества знаний, когда образование в самых различных вузах можно получать, не выходя из дому, внедрение e-learninga становится единственным средством борьбы за выживание национальных систем образования. Именно поэтому университеты в различных странах объединяют свои финансовые и интеллектуальные ресурсы в целях завоевания собственной ниши на рынке трансграничного образования.

Что касается российского образования, то автор приходит к выводу: при  такой остроте постановки проблемы, когда России, наряду с реальным оттоком студентов угрожает перспектива их виртуального оттока, нам следует признать, что единственным средством борьбы за сохранение национального интеллектуального капитала является ускоренное продвижение дистантного обучения. Внедрение ДО в образовательный процесс должно стать альтернативным каналом обучения, представляющим собой важную составную часть общей стратегии отечественных вузов.

 
Ключевые слова: слова: электронное образование, дистанционное образование, обучение онлайн, e-learning.
 

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2012 года. М.: Логос, 2013. 252 с.
2. Смолин О.Н. Аналитическая записка о состоянии и перспективах развития электронного обучения в России, 2008. [Электронный ресурс] URL:  http://www.smolin.ru/odv/reference-source/pdf/analytical_note.pdf. Дата обращения: 20.09.2013.
3. Тихомиров В.П. Массовое онлайн-обучение бросает вызов российской системе образования [Электронный ресурс]: URL:http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=152251. Дата обращения: 10.09.2013.
4. Ambient Insight. (2013). International eLearning Market Research.URL:http://www.ambientinsight.com/Reports/eLearning.aspx Дата обращения: 15.09.2013.
5. Babson Study:  Over 6.7 Million Students Learning Online. URL: from:  http://sloanconsortium.org/news_press/january2013_new-study-over-67-million-students-learning-online/ Дата обращения: 15.09.2013.
6. McLuhan M. (1964). Understanding Media: The Extensions of Man. — N.Y.: McGraw Hill.
7. Report of the Web-Based Education Commission to the President and the Congress. (2000). The Power of the Internet for Learning: Moving from Promise to Practice. URL: http://www2.ed.gov/offices/AC/WBEC/FinalReport/WBECReport.pdf. Дата обращения: 10.09.2013.
8. Schulmeister Rolf.  eLearning in the USA: The Standard? The Benchmark?//Eleed.URL:http://eleed.campussource.de/archive/3/688/index_html#d53e1727 .Дата обращения: 15.09.2013.