Гендер как инновационный научный и философский дискурс

Шишлова Екатерина Эдуардовна – к.филол.н., преподаватель кафедры английского языка №3 МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

Гендерная проблематика представляет собой инновационный научный и философский дискурс, соответствующий процессам модернизации и постмодернизации в глобализирующемся мире. Гендерный дискурс возник как критика классических теорий пола, как отрицание традиции во взаимоотношениях мужчины и женщины и утверждение новых подходов, соответствующих эпохе модерна и постмодерна. Тенденция трансформации традиционных гендерных ценностей носит глобальный характер и распространяется на общества и государства с различными национальными, культурными, географическими особенностями.

Глобальный вектор гендерной трансформации означает не стирание различий между мужчинами и женщинами, но отказ от гендерной иерархии и имеющихся отношений власти и подчинения. Категория «гендер» была введена в социальные исследования, чтобы заменить доминировавшие в общественных науках понятия половой роли и полоролевого подхода. Идея различения биологического и социального пола высказывалась еще в 1935 г. М. Мид в книге «Пол и темперамент в трех примитивных обществах». Но сам термин вошел в употребление в западной науке в 1970-х гг. (в отечественной науке – в 1990-х гг.) благодаря трудам американского ученого Р. Столлера.

Он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме с докладом о понятии социополового или, как он назвал его, гендерного самосознания, положив начало изучению процессов гендерной идентификации и гендерной социализации. Столлер впервые обозначил различие понятий пола (англ.– sex) и гендера (англ. – род). Его концепция строилась на разделении биологического и культурного: изучение пола, считал Столлер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений. Разведение биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям.

Сегодня в США и Западной Европе гендерные исследования имеют статус официальной учебной и научной дисциплины, создаются ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки по гендерной проблематике, работает международная сеть гендерных исследований (наиболее крупная была создана в 1996 г. при Гендерном институте Лондонской школы экономических и политических наук). Отличительной чертой современных гендерных исследований, активно развивающихся прежде всего в западной и американской гуманитарной науке, является их междисциплинарный, межпредметный характер.

В системе российского общественного знания легитимность гендерной тематики невелика, академическое сообщество скептически относится к проблематике гендерных исследований. Общественное сознание оценивает гендерные изменения как ориентированные на нежелательные сдвиги в сфере отношений между полами, особенно в сфере семьи. Выделение социокультурной и биологической составляющих в представлениях о поле человека привело к существованию в гуманитарном знании двух относительно независимых понятий – собственно пола и гендера.

Термин «пол» применяется учеными в тех случаях, когда речь идет о биологической детерминации любых имеющихся различий между мужчинами и женщинами. Термин «гендер» применяется в тех случаях, когда исследователь хочет подчеркнуть факт социальной и культурной обусловленности различий, встречающихся в поведении и личности мужчины и женщины. Однако единой и однозначной трактовки гендера до сих пор не существует. Имеется разнообразие его определений в зависимости от концептуальной позиции автора и целей исследования.

Общей тенденцией для большинства авторов является сохранение традиции в определении гендера «через» понятие пола. С учетом науки, в рамках которой его рассматривают, гендер определяют как социальный пол, психологический пол, гражданский пол, культурно-символический пол. Использование термина «пол» для определения гендера может свидетельствовать о биодетерменистском подходе ученых к гендерной проблематике. В феминистском дискурсе гендер рассматривается с иных позиций – как системная характеристика социального иерархического, несимметричного порядка, утверждающего отношения стратификации и власти.

Для более точного определения гендера, понимания его динамической сущности важно, с нашей точки зрения, проследить специфику его интерпретации не только в рамках различных наук, но и в рамках различных эпох в процессе модернизации. Классический, модернистский и постмодернистский подходы демонстрируют существенную трансформацию в интерпретации понятий пола и гендера, указывают на их временной и временный характер: – классическая модель знания трактует «гендер» как единую социально-биологическую характеристику, с помощью которой люди определяют друг друга в качестве «мужчин» или «женщин».

Гендер сводится здесь к совокупности поведенческих паттернов, ожидаемых от представителей того или иного пола в конкретной культуре, что фиксирует асимметрию социально обусловленных форм поведения и самосознания мужчин и женщин; – модернистская наука рассматривает гендер как зафиксированную в культуре структуру личностных качеств и способов социального взаимодействия, с которой соотносит себя каждый индивид определенного пола; – промежуточное место между модернистским и постмодернистским направлением занимает концепция гендера как системы межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка; – постмодернисты преодолевают двойственный подход к интерпретации пола человека и предлагают рассматривать его вне всякой связи с биологическими категориями.

Здесь не идет речь о приоритете социального конструкта (гендера) над биологической данностью (полом), как это можно отметить в модернистском подходе. Преодолевается и биологический детерминизм классического мышления, согласно которому гендер является социокультурным отражением имеющегося в природе полового диморфизма. В постмодернистских исследованиях биологическая данность рассматривается как эффект особой социальной перцепции телесного компонента гендера.

Ключевые слова: Гендерный дискурс, гендерная социализация, гендерная идентификация, трасформация гендерной идентичности, конструирование гендера.

Примечания
1. Stoller R.J. Primary femininity / R.J. Stoller // J. Amer. Psychoanal. Assn.– 1976. - No 24 (Suppi.). – P. 59 – 78.
2. http://www.lse.ac.uk/collections/genderinstitute.
3. Здравомыслова Е. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е.А. Здравомыслова,
А.А. Темкина // Социологические исследования. 2000. No 11. С. 15-24.
4. Parsons T. Family, Socialization and Interaction Process / T. Parsons, R. Bales. - New York: Free Press, 1955.
5. Freud S. 1933/1964 .Femininity / S. Freud // New introductory lectures on psychoanalysis / ed. J.Strachey. - New York: Norton. - P.
99-119.
6. Социология гендерных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.А. Воронина и др.; под
ред. З.Х. Саралиевой. М.: Росийская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 270 с.
7. Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology / Garfinkel H. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice- Hall, 1967 - PP. 38-44, 75.
8. Goffman E. Gender Display / E. Goffman // Studies in the Anthropology of Visual Communication. - 1976 . – Vol. 3. – P. 69 – 77.
9. Connell R. Gender and Power. Society, the Person and Sexual Politics / R. Connell. - Cambridge: Polity Press, 1987.
10. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах: пер. с англ. /
Э. Гидденс. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон. М.: МПСИ, 2006. 352 с.
12. Клецина И.С. Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект / И.С. Клецина // Права человека и проблемы
идентичности в России и современном мире / под общ. ред. О.Ю. Малиновой, А.Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2005. С. 167-184.
13. Tajfel H. Social identity & intergroup relations / H. Tajfel. – Cambridge, Paris, 1982. – 380p.
14. Turner J.C. A self-categorization theory / J.C. Turner //. Rediscovering the social group: A self-categorization theory. - Oxford: Basil
Black-well, 1987. - P.42-67.
15. Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы / Е.П. Белинская // Социальная психология в современном
мире / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С.42-56. С.49.
16. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ Московская
высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН), 2001. 416 с.
17. Зуева Н.А. Гендер в свете постмодернистского дискурса: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Наталья Александровна Зуева;
Воронежский гос. архитектурно-строительный ун-т. Воронеж; М., 2004. 168 с.
18. Lacan J. The Function of Language in Psychoanalysis / J. Lacan // The Language of Self; Ed. By A. Wilden. - Johns Hopkins
University Press, 1968.
19. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко; Составление, пер. с
франц., комментарий и послесловие С. Табачниковой.; общ. ред. А. Пузырея. М.: Касталь, 1996. 448 с.
20. Остин Дж. Л. Слово как действие / Дж. Л. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. 1986. Вып. 17. С. 22-131.
21. Butler J. Gender trouble: Feminism and the Subversion of Identity / J. Butler. - London, New York: Routledge, 1990.
22. Лауретис Т. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера / Т. де Лауретис // Антология гендерной теории:
Сб. пер. / сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Мн.: Пропилеи, 2000. С. 347-372.
23. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под ред. Е.А. Здравомысловой, А.А. Темкиной. СПб.: Издательство "Дмит-
рий Буланин", 2000. 304 с.