Концепт «счастье» в религиозном и философском дискурсе: репрезентация буддийских ценностей в японском национальном сознании

Изотова Надежда Николаевна – преподаватель японского языка кафедры японского, корейского, индоне- зийского и монгольского языков МГИМО(У) МИД России. E-mail: izotova@list.ru
 
 
Вся статья: 

В статье в русле лингвокультурологических исследований предпринимает- ся попытка анализа концепта «счастье» в философском и религиозном дискурсе. Автор рассматривает влияние буддийских и дзэн–буддийских ценностей на формирование японского национального сознания. Особое внимание уделяется фелицитарной составляющей учения философа–идеалиста К. Нисида.

Ключевые слова: Концепт СЧАСТЬЕ, буддийские ценности, японское национальное сознание, дзэн–буддизм, философия Нисида.

Примечания
1. Философская энциклопедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/5402/
2. Судзуки Д.Т. Дзэн и японская культура. СПб.: Наука, 2003. С. 245.
3. В официальной исторической хронике «Нихонги» (обнародована в 720 г.) называется точная дата знакомства японцев
с первой мировой религией – 13–й год правления императора Киммэя (552 год по европейскому летосчислению)
(См. Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика. М.: Мысль, 1989. С.36).
4. ロシア語 仏教聖典。仏教伝道協会。東京、1985。Р.33.
5. Там же. Р.11.
6. Там же. Р.38.
7. Там же. Р.119.
8. コンサイス和露辞典「第3版」、三省堂。
9. ロシア語 仏教聖典。Р.41– 42.
10. Там же. С.43.
11. Там же. С.49.
12. Там же. С.55.
13. Там же. С.191.
14. Там же. С.117–118.
15. Там же. С.119.
16. Там же. С.61–62.
17. Там же. С.191.
18. Там же. С.110–112.
19. Там же. С.166.
20. Там же. С. 39.
21. Там же. С.123.
22. Там же. С.167.
23. Там же. С.168.
24. Судзуки Д.Т. Дзэн и японская культура.
25. Там же. С. 234.
26. БЯРС – Большой японо–русский словарь под редакцией Конрада. М., 2007. С. 630.
27. Гуревич Т.М. Человек в японском лингвокультурном пространстве. Монография. М.: МГИМО(У) России, 2005. С.110.
28. Судзуки Д.Т. Дзэн и японская культура. СПб.: Наука, 2003. С. 247.
29. Козловский Ю.Б. Распространение экзистенциализма в Японии// «Современный экзистенциализм». М.: 1966. С.505.
30. Красотой Японии рожденный (Нобелевская речь) (перевод Т. П. Григорьевой, 1992). Кавабата Я. Избранные произ-
ведения. М.: Панорама, 1993. С. 448.
31. Солонин К.Ю. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв. ред. М. Я. Корнеев,
Е. А. Торчинов. 2–е изд. СПб.: Санкт–Петербургское философское общество, 2001. С.183–194.
32. Н.П.Соловьев, А.А.Михалев. Философские взгляды Мики Киеси и общественная мысль в Японии. М.: Издательство
«Наука», 1975. С.39–40.
33. Там же. С.39.
34. http://ja.wikipedia.org/wiki/西田幾多郎
35. Торчинов Е.А., Корнеев М. Я. Хайдеггер и восточная философия. Поиски взаимодополнительности культур. СПб.:
Санкт–Петербургское философское общество, 2001. С.19.
36. http://r2russia.far.ru/page/stu1_43.html
37. «Электронная библиотека по философии». http.//filosof.historic.ru Источник: История Философии: Запад–Россия–Восток
(Книга третья. Философия XIX–XX в.) М.: «Греко–римский кабинет», 1999.
38. Dilworth D.A. Nishida Kitaro: nothingness as the negative space of experiential immediacy. – N.Y.: Intern. philos. quart,
1973, vol. 13 , No 4.
39. http://www.aozora.gr.jp/cards/000182/files/946.html
40. Там же.
41. www.japonica.ru. Нисида Китаро. Толкование красоты. Перевод А. Г. Фесюн (1988).