Роль сектора знаний в инновационной экономике

Дробышевская Татьяна Александровна – к.э.н., доцент кафедры экономической теории МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru
 
 
Вся статья: 

Статья посвящена роли сектора образования в развитии инновационной экономики на примере Финляндии. Подробно рассматривается история развития и структура инновационной системы Финляндии, а также особенности сектора знаний как части данной системы. По мнению автора, социальная модель государства позволила создать в Финляндии сектор знаний, обеспечивающий высокое качество образования на всех уровнях и поддерживающий культуру сетевого сотрудничества, распространения знаний и инноваций.

Ключевые слова: Инновационная система, сектор знаний, сети, государственное регулирование, социальное государство.

Примечания
1. См.ArrowK.TheEconomicImplicationsofLearningbyDoing.//ReviewofEconomicStudies,29(June1962),PP.155-173;LucasR.E. On the Mechanics of Economic Development. // Journal of Monetary Economics, 22 (July 1988), PP.3-42; Villanueva D. Openness, Human Development and Fiscal Policies: Effects on Economic Growth and Speed of Adjustment. // IMF Staff Papers,41 (March 1994), pp.1-29; Zhang J. Optimal Public Investments in Education and Endogenous Growth. // Scandinavian Journal of Economics, 98 (September 1996), PP.387-404.
2. Дания – 5, Швеция – 6. (IMD World Competitiveness Report – 2009).
3. На протяжении многих лет СССР был крупнейшим торговым партнером Финляндии. Максимальный удельный вес СССР во
внешней торговле Финляндии достигал 25% (середина 1980-х гг.).
4. Brynjolfsson E., Hitt L. Computing Productivity: Firm Level Evidence. Cambridge, Mass.: MIT – Sloan School Center for E-business.
Working Paper, 2000; Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford: Blackwell, 2000.
5. STPC Reports (www.research.fi)
6. В середине 1990-х гг. доля населения с доходами ниже черты бедности составляла в Финляндии 3,8% (в США – 14,1%), а отно-
шение доходов 20% населения с максимальными доходами к доходам 20% с минимальными доходами составляло 3,6 раза (в США – 9 раз). Himanen P. The Nordic Model of Information Society: The Finish Case. // Kangas O., Palme J. (ed.) Social Policy and Economic Development in Nordic Countries. Palgrave: 2005. PP.265.
7. Государство берет на себя также снабжение всех школьников завтраками.
8. См. http://www.pisa.oecd.org/
9. Structural Indicators 2008: Finland in international schooling comparison. (World Competitiveness report-2009)
10. В США соответствующий показатель составляет 14%.
11. По данным социологических опросов, доля финнов, считающих, что «хотя хорошая система социальной защиты и другие
общественные услуги – это дорогое удовольствие, оно того стоит», в 2000 году составляла около 85%. Himanen P. The Nordic Model of Information Society: The Finish Case. // Kangas O., Palme J. (ed.) Social Policy and Economic Development in Nordic Countries. Palgrave: 2005. P.274.
12. См. подробнее: Himanen P. The Hacker Ethic and the Spirit of Information Age. New York: Random House, 2001.
13. А чтобы студенты не стали уж совсем «вечными», стипендия достаточно мала.
14. Zhang J. Optimal Public Investments in Education and Endogenous Growth. // Scandinavian Journal of Economics, 98 (September
1996), PP.387-404.