К вопросу о концентрации и диверсификации производства

Воробьёва Мария Александровна – аспирант кафедры мировой экономики МГИМО(У) МИД России. Е-mail: mashunafanasyeva@gmail.ru
 
 
Вся статья: 

Цель настоящей работы – показать, что в отличие от доминирующих в экономической науке представлений о том, что естественным и экономически целесообразным механизмом расширения бизнеса является концентрация производства в одной или нескольких смежных отраслях, существует и альтернативная модель развития крупного бизнеса – отраслевая диверсификация. В статье анализируется феномен диверсификации крупного капитала на примере индийских бизнес-групп. Предполагается, что диверсификация оказывается необходимым, а иногда и единственно возможным способом развития крупного бизнеса в условиях несовершенной рыночной конкуренции, присущей развивающимся эконо- микам. Показано, что особенностью формирования крупного предпринимательства в Индии является то, что концентрация капитала происходила без фактической концентрации производства. Причина этого кроется в особенностях колониального и постколониального развития экономики страны: функционировании управляющих агентств на этапе первоначального накопления капитала; политике государственного регулирования и лицензирования; правительственных ограничениях масштабов промышленного производства; жёстком антимонопольном законодательстве; искажениях параметров рынка и т.д.

В работе также отмечается, что гетерогенная отраслевая структура определяет специфику организационных форм и управленческих моделей дивер- сифицированных предприятий. Делается вывод о том, что диверсификация позволяет не только адаптироваться к условиям несовершенной конкуренции внутреннего рынка, но и хеджировать риски при транснационализации бизнеса. Диверсификация как механизм расширения бизнеса характерна не только для Индии, но и для многих других крупных динамично развивающихся стран. Успех конкурентных стратегий ряда конгломератов и бизнес-групп Азии и Латинской Америки обусловливает необходимость комплексного анализа сущности диверсифицированных крупных бизнес-структур.

Ключевые слова: диверсификация, концентрация, бизнес-группы, конгломераты, управляющие агентства, экономика Индии, рынок, несовершенная конкуренция.

Список литературы
1. Левковский А.И. Некоторые особенности развития капитализма в Индии до 1947 года. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. 419 с.
2. Левковский А.И. Особенности развития капитализма в Индии. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. 588 с.
3. Маляров О.В. Роль государства в социально-экономической структуре Индии. М.: Наука, 1978. 286 с.
4. Медовой А.И. Иностранный капитал в Индии. М.: Международные отношения, 1966. 136 с.
5. Balakrishnan K. A Сomparative Study of the Growth and Strategy of Two Large Indian Business Houses
(Birlas and Tatas). New Delhi: Indian Institute of Management, 1980. 301 р.
6. Bouquet T., Ousey B. Cold Steel: L. Mittal and the Multi-billion dollar Battle for Global Empire / T. Bouquet. Paris: Abacus Software, 2009. 360 р.
7. Brozen Y. Concentration, Mergers and Public Policy (Studies of the Modern Corporation). N.-Y.: Free Press, 1982. 328 р.
8. Burman D. Mystery of Birla House. New Delhi: Juabani Sahitya Chakra, 1950. Р. 114.
9. Damodaran H. India’s New Capitalists: Caste, Business and Industry in a Modern Nation. N.-Y.: Palgrave Macmillan, 2008. 341 р.
10. FerreiraP.,FacchiniG.TradeLiberalizationandIndustrialConcentration:Evidencefrom?Brazil//TheQuaterly Review of Economics and Finance. 2005. Р. 515–534.
11. HazariR.K.EssaysonIndustrialPolicy:ConceptPublishingCoi//ConceptPublishingCo.1964.No.4.Р.623-700. 12. Karunakar B. Corporate Champions: Excellent Companies of India. New Delhi: SAGE Publications, Pvt. Ltd.
2011. 401 р.
13. Kohli A. Poverty Amid Plenty in the new India. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 427 р.
14. Markovits C. Merchants, Traders and Entrepreneurs. Indian Business in the Colonial Period. N.-Y.: Palgrave Macmillan, 2008. 492 р.
15. Roschanek C., Churanek D.L. Innovation at the Base of Pyramid: How Tata and Godrej tap the Poor. Amsterdam: VDM Verlag Dr. Muller, 2011. 373 р.