Электронная торговля: преимущества, проблемы и «эффект скольжения» при снижении трансакционных издержек

Назарова Ирина Борисовна – к.э.н., доцент кафедры экономической теории МГИМО(У) МИД России. E-mail: mgimo-nazarova@yandex.ru
 
 
Дианова Таисия Владимировна – соискатель кафедры экономической теории МГИМО(У) МИД России. E-mail: diatai@yandex.ru
 
 
Вся статья: 

В статье установлены факторы, влияющие на развитие электронной торговли, выявлены причины, затрудняющие ее распространение. Среди них: невозможность непосредственного контакта с приобретаемым товаром, проблемы в развитии инфраструктуры, недостаточная защита информации, низкое доверие к электронным сделкам, проблемы правового регулирования, недостаточная компьютерная грамотность населения. Описан «эффект скольжения» при снижении трансакционных издержек, приводящий к утрате чувства стабильности и контролируемости, замене исследовательского поведения покупателей на стереотипное.

Ключевые слова: Электронная торговля, трансакционные издержки, «эффект скольжения».

Примечания
1. Schneider G. Electronic commerce. L.: Course Technology, 2010. P. 40.
2. Панкина Т.В. Теоретико-методическое обеспечение процесса развития электронной торговли в малом бизнесе: дис. ... канд.
экон. наук. М.: РЭУ, 2011. С. 15.
3. Gillies L.E. Electronic commerce and international private law: A study of electronic consumer contracts. Farnham: Ashgаte Рublishing,
2008. P. 82-84.
4. Tassabehji R. Understanding e-commerce in business. Thousand Oaks: Sage Publications, 2003. P. 63-68.
5. Поеров А.С. Совершенствование системы электронной коммерции в России: автореф. дис... канд. экон. наук. М.: МАП при
Правительстве Москвы, 2011.
6. Zappala S., Gray C. Impact of e-commerce on consumers and small firms Farnham: Ashgate Publishing, 2006.
7. Сhaffey D. E-Business and E-Commerce Management: Strategy, Implementation and Practice. NewJersey: Prentice Hall, 2010. P. 25.
8. Столбов М. Статистика поиска в Google как индикатор финансовой конъюнктуры // Вопросы экономики. 2011. No 11. С. 79-93.
9. Гражданский кодекс РФ // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс]. Приводится по состоянию на 12
февраля 2012 г.
10. Дашян М.С. Право информационных магистралей: вопросы правового регулирования в сфере. М.: ВолтерсКлувер, 2007. С. 64.
11. Кузнецов А. Электронные рынки и конкуренция // Вопросы экономики. 2004. No 2. С. 72-81.
12. Brynjolfsson E., Smith M. Frictionless Commerce? A Comparison of Internet and Conventional Retailers // Management Science. 2000.
No. 4. Р. 563-585.
13. Кузнецов А. Моделирование несовершенной конкуренции на электронных рынках: Дис. ... канд. экон. наук. М.: ЦЭМИ РАН,
2003. С. 12.
14. Указ. соч. С. 14.
15. Coase R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics. 1960. No 3. Р. 1-44.
16. Стиглер Дж. Цит. по: Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007. С. 12.
17. Там же. С. 13.
18. См. например: Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 1966. No 3. С. 54-56.